Отдельные ограничения для хозяйствования в зоне отчуждения пересмотрят. Но в ней навсегда останутся места, где люди никогда не будут жить
Концепция возрождения зоны ЧАЭС, действовавшая с 2012 по 2017 год, теперь будет продолжена новым документом – Стратегией возрождения. Подобные программные документы для регулирования жизни и хозяйственной деятельности в Зоне составляют регулярно. На этот раз в Указе Президента №196/2018 речь идет о “О дополнительных мерах по возрождению территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, по социальной защите пострадавших лиц, безопасному обращению с радиоактивными отходами”. Рассмотрим подробнее, как будет жить Зона отчуждения ближайшие несколько лет.
Расстояние в 10 километров, 20, 30 от точки на карте, или зоны в Зоне
Президент поручил Кабмину в ближайшие полгода разработать проект законодательных изменений, которые, во-первых, позволят пересмотреть правовой режим отдельных радиоактивно загрязненных территорий — а, по сути, снять отдельные ограничения и запреты на ведение хозяйственной деятельности в трех зонах всей территории чернобыльской территории – зоне вокруг самой ЧАЭС (полного отчуждения), зоне безусловного (обязательного) отселения и зоне гарантированного добровольного отселения. И, во-вторых, позволят функционально зонировать территории и природоохранные зоны по видам деятельности, которые там можно будет осуществлять.
При этом новая стратегия предусматривает, что десятикилометровая часть зоны вокруг станции, навсегда останется “нежилой” — то есть туда никогда, в обозримом будущем человек для проживания не вернется. И территория будет только для специального промышленного использования, где в условиям соблюдения безопасности труда могут работать и создаваться только объекты обращения с радиоактивными отходами.
По словам, председателя Государственного агентства по управлению зоной отчуждения Виталия Петрука, они делят условно всю Зону на 10-километровую, которая загрязнена трансурановыми элементами, хотя и не полностью, а только большими пятнами.
Виталий Петрук
“Продолжительность полураспада этих элементов — тысячи лет. Поэтому мы понимаем, что там ничего не изменилось. Распад элементов плутония (один из продуктов деления ядерного топлива в реакторе. — Ред.) продолжается, и как следствие выделяются другие элементы, которые могут быть вредными для человека. Например, америций. Он активнее и опаснее, чем плутоний, потому что очень токсичный”, – отметил Виталий Петрук. Остальные 2/3 территории — более-менее пригодные для жизни и ведения хозяйственной деятельности, сегодня они имеют статус биосферного заповедника.
“При ведении определенного мониторинга мы можем рассматривать, что через 30-100 лет, за которые пройдут еще периоды полураспада элементов, на большую часть территории Чернобыльской зоны сможет вернуться человек для нормальной жизнедеятельности”, — уверен Виталий Петрук.
Собственно свежий Указ президента Порошенко, направлен, в частности, и на усиление такого мониторинга в ближайшие годы. Одним из пунктов Указа является требование “проведения ежегодной дозиметрической паспортизации с указанием ожидаемых доз облучения населения, обновление карт зон радиоактивного загрязнения с определением и уточнением границ таких зон, обеспечив надлежащее финансирование этих мер”. Напомним, это именно то обязательное звено мониторинга, на отсутствие которого в беседе с корреспондентом Укринформа жаловались недавно радиофизики Украинского научно-исследовательского института сельскохозяйственной радиологии. Несколько лет такая ежегодная паспортизация не проводилась из-за отсутствия средств. Соответственно, принимать какие-либо решения об изменении правового режима территорий не было правовых (извините за тавтологию) оснований.
“Сердце” Зоны — специальное промышленное ядерное
Стоит отметить, что сегодня на АЭС работают около 2,5 тыс. человек, а всего на гособъектах, которые там функционируют, до 10 тысяч.
В Зоне реализуются несколько крупных инфраструктурных проектов — это «новый безопасный конфайнмент» (НБК) – так называемая «арка», которой сейчас покрывают остатки аварийного реактора 4-го блока, достраивается и постепенно грузится Централизованное хранилище отработанного ядерного топлива реакторов ВВЭР АЭС Украины (ЦХОЯТ), и строится первая очередь комплекса производств по утилизации отходов "Вектор". От объема средств, которые “Энергоатом”, как заказчик строительства ЦХОЯТ, будет платить государству за услуги хранения отходов, не менее 10% теперь будут направлять на развитие территорий биосферного заповедника, в пределах 30-километровой зоны фактически выполняет буферную функцию между зоной специального промышленного использования и другой территорией Украины.
Президент Украины Петр Порошенко
В Указе Президента также говорится о нескольких социальных инициативах. В частности, Петр Порошенко дал указания Кабмину “принять меры по повышению размера пенсий по инвалидности, наступившей из-за увечья или заболевания вследствие Чернобыльской катастрофы, лицам из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и пенсий в связи с потерей кормильца из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с учетом увеличения показателя средней заработной платы (дохода)”.
Еще одно требование: предусмотреть при подготовке изменений к Закону Украины "О Государственном бюджете Украины на 2018 год" увеличение дополнительной дотации из государственного бюджета на обеспечение содержания социальной инфраструктуры города Славутича. Дело в том, что Госагентство по управлению зоной отчуждения постепенно выводит персонал с ЧАЭС в Славутич, который непосредственно не задействован в производственном процессе, уменьшая таким образом ради экономии количество помещений, которые будут эксплуатироваться на станции. “На ЧАЭС поставили достаточно амбициозные задачи – до конца года из 137 помещений, которые эксплуатируются, должны остаться до 40. Таким образом, произойдет холодная консервация, и мы перестанем эксплуатировать почти 90 объектов”, — говорит господин Петрук.
Туризм, верба и солнце ясное чернобыльское
Из других “неядерных” видов хозяйственной деятельности, которые рассматриваются как перспективные для ведения в Зоне, была идея выращивания специальной энергетической вербы, которая не впитывает в себя радиоактивные элементы и может сжигаться в отопительных котлах. Несколько гектаров этого растения пару лет назад высадили возле водоема-охладителя ЧАЭС. Сейчас ученые изучают уровни ее загрязнения радионуклидами – насколько растение способно “вытаскивать” их из земли и возможно ли потом эту энергетическую вербу использовать для сжигания.
В новом президентском Указе отдельно затронут вопрос создания специального визит-центра на территории Чернобыльского радиационно-экологического биосферного заповедника. Ведь есть большая заинтересованность в “чернобыльском” туризме, и она с каждым годом растет, особенно среди иностранцев. По словам Виталия Петрука, в прошлом году в зоне отчуждения побывало более 15 тысяч посетителей. Это в среднем большой автобус людей ежедневно. Визит-центр как раз и создается с целью централизованного упорядочения этого потока. Рассматриваются варианты развития альтернативной энергетики, в частности, солнечной, как в зоне специального промышленного использования, так и на других территориях. А вот про организованное сельское хозяйство речь пока вообще не идет.
Марина Нечипоренко, Киев
По материалам: www.ukrinform.ru