Укринформ продолжает серию публикаций мультимедийного цикл-проекта “КАЛИНОВИЙ К@ТЯГ”
В рамках проекта «Калиновий к@тяг» продолжаем рассказ о выдающейся украинской актрисе Наталье Михайловне Ужвий. В первой части публикации мы рассказали о ее детстве, первом знакомстве с театром, первой любви, первых испытаниях.
В конце 1920-х гг. театральная карьера Натальи Ужвий достигла апогея. В харьковском театре “Березиль” в изобилии собрались творческие личности. Лесь Курбас был не просто эпохой, его и поныне многие профессионалы считают демиургом украинского театра. О мастере Наталья Ужвий так вспоминала:
— С 1926-го по 1936-й годы мне довелось работать в театре “Березиль” под руководством выдающегося украинского режиссера Леся Курбаса — десять лет рядом с Антоновичем, Бучмой, Марьяненко, Крушельницким, Сердюком. Нас, актеров, Лесь Курбас учил владеть телом, подчинять его внутреннему состоянию образа. Он воспитывал чувство меры, то есть строго отбирать как внутренние, так и внешние средства выразительности. Наконец, он научил каждого из нас искусству перевоплощения. С этой целью он бросал актеров буквально из холодного в горячее. Например, сегодня я играла юную Маклену (социально-психологическая драма “Маклена Граса” Николая Кулиша; 1929. — А.Р.), завтра — Джулию (историческая драма “Заговор Фиеско в Генуе” Фридриха Шиллера; 1783. — А.Р.), а послезавтра — резко характерную, почти гротескную роль тети Моти из Курска (сатирическая комедия “Мина Мазайло” Николая Кулиша; 1928. — А.Р.). Причем роль тети Моти пришлось играть в очередь с… Бучмой и Сердюком. Эта деталь может многое рассказать о школе Курбаса, его творческих поисках.
Кадр из фильма “Выборгская сторона”, 1938
В отличие от личной жизни карьера украинской киноактрисы тоже радовала глаз. В признанного мастера превратил ее ряд центральных ролей в лентах, а именно: “П.К.П.” (“Пилсудский купил Петлюру”), “Тарас Трясило” (обе: 1926), “Прометей” (1935), “Я люблю” (1936), “Назар Стодоля” (1937), “Митрик Лелюк”, “Выборгская сторона”, “Кармелюк” и “Майская ночь” (все в 1938).
Кадр из фильма “Кармелюк”, 1938
Кадр из фильма “Майская ночь”, 1938
Все бы слава Богу, но с середины 1930 гг. по Украине прокатилась первая волна политических репрессий, направленных против деятелей национальной культуры. Те кровавые события прямо коснулись и Натальи Ужвий. Начиная с 1933 г. ее силой втянули в кампанию “разоблачения и развенчания” реформатора театра и режиссера Леся Курбаса. Актрису заставили подписывать письма, осуждавшие гениального постановщика. В связи с делом мифической УВО (Украинская военная организация) 26 декабря 1933 г. Курбаса в Москве арестовали и этапировали в Харьков. 9 апреля 1934 г. режиссера приговорили к пяти годам и отправили на строительство Беломорско-Балтийского канала на Медвежью Гору. А 9 октября 1937 г. приговор пересмотрели и 3 ноября 1937 г. расстреляли в урочище Сандармох.
Исключительно ради шестилетнего сына Мишу Ужвий решилась на поступок, за который корила себя до самой смерти – она подписалась под клеветой на Леся Курбаса. Впрочем, из всей труппы театра “Березиль” (67 актеров), вообще из числа всей украинской интеллигенции 5 октября 1933 г. в защиту режиссера-новатора встали только три (!) человека… Не всем ходить в несокрушимых героинях, особенно — когда у тебя на руках больной ребенок, а дома — опьяневший от бессилия и слепой ярости муж.
***
![]() Наталья Ужвий в роли королевы Елизаветы в спектакле “Дон Карлос”, Киев, Театр имени.Я.Франко, 1938 |
Хотя истек уже год, как Наталья Ужвий и Михайль Семенко расстались, но видеть им хотелось. Будучи в третий раз замужем актриса пыталась встретиться и поддержать в жизни своего бывшего мужа. 26 апреля 1937 г. она приехала к Михаилу, который жил в номере киевской гостиницы “Континенталь” по ул. Карла Маркса, 5 (ныне — Архитектора Городецкого). Вдруг в дверь застучали — так властно стучали только оперативники НКВД. Литератора показательно арестовывали в присутствии бывшей жены, актрисы Киевского украинского драматического театра имени.Я.Франко Натальи Ужвий. Окаменевшую женщину агенты не замечали, просто обходили стороной, будто перед ними застыла вешалка.
— Ищите, что хотите, только ее не трогайте! — сквозь зубы процедил Семенко сотрудникам госбезопасности.
Низкого роста, кудрявый, с густой гривой черных волос, чуть монголоидный, с неизменной прямой трубкой во рту, пронзительным взглядом черных глаз, он принадлежал к таким людям, мимо которых не пройти… Цитирую из воспоминаний его друга и коллеги по творческому объединению “Новая генерация”, литературоведа и обозревателя Алексея Полторацкого:
— Короткие слова, часто процеженные сквозь зубы, всегда поражали оригинальностью и неожиданностью. Говорил он преимущественно на популярном тогда в литературных кругах наречии, смеси украинского и русского языков. Время проводил в основном в кафе, а жил — в гостиницах.
Глубокой ночью, с 23 на 24 октября 1937 г., “члена Украинской фашистской националистической террористической организации, которая во время демонстрации 1 мая 1937 г. планировала совершить… теракт против первого секретаря ЦК КП(б)У С.В.Косиора, — в Быковнянском лесу (левобережная Дарница) расстреляли.
Трое детей от двух браков остались сиротами.
Большевистская коса не остановилась на этом, она тогда многих уложила в кровавые снопы. В том же 1937 г. сотрудники НКВД арестовали двух братьев Натальи Ужвий — Евгения, партработника и Назария. За что, на какой срок их забрали и где расстреляли — сестра не знала даже в 1952 г., когда отвечала на вопросы анкеты.
В браке с Михайлем Семенко единственным ребенком остался сын Михаил (1927).
***
…Итак, после ряда трагических событий Наталья Ужвий оставила Харьков и навсегда переехала с сыном в Киев, где до конца жизни служила актрисой Киевского украинского драматического театра имени Ивана Франко. В той труппе, возглавляемой художественным руководителем и режиссером Гнатом Юрой, единственным и неизменным творческим конкурентом Леся Курбаса, она закончила формировать собственную классическую манеру, достигнув высочайших высот в профессии.
Как-то нежданно сложилась и личная жизнь, а давно ожидаемое счастье постучалось в ее двери. В 1936 г. Наталья Ужвий вышла замуж за актера Евгения Пономаренко, с которым они прожили до ее смерти.
Наталья Ужвий и Амвросий Бучма, спектакль "Украденное счастье", Театр имени.Франка, 1940
Уже при первой личной встрече выяснилось: он влюблен в королеву сцены давно. Ведь не первое десятилетие спектакли с участием Натальи Ужвий собирали аншлаги, и десятки достойных мужчин признавались актрисе в любви… и однажды вечера на спектакле в Одессе приму увидел студент театральной студии (Академии) при Одесском государственном драматическом театре Евгений Пономаренко. Как на десятки других поклонников, Наталья на него даже не оглянулася.
Застенчивый красавец пропал.
Прошли годы, и жизнь подарила шанс. Буквально после первого же спектакля, сыгранного Натальей Михайловной Ужвий в Киеве, за кулисами ее ждала не только слава, но и новую любовь. После премьеры к приме труппы зашел едва знакомый актер Евгений Пономаренко с букетом цветов и пылко признался в глубоких чувствах. Зрелой женщине романтическое признание сперва показалось безнадежной безвкусицей, театральной сценой. Но они начали общение и не заметили, как отношения окрепли и переросли в брак, которому суждено было длиться полвека.
Кадр из фильма “Радуга”, 1944
В годы Второй мировой войны с театром находилась в эвакуации в Тамбове, а затем в Семипалатинске и Ташкенте. Крупнейшим достижением актрисы в кино стала героико-драматическая роль партизанки Елены Костюк в фильме “Радуга” (1944), за которую исполнительницу в 1946 г. наградили Сталинской премией первой степени. Когда мир давно отдал ей все причитающиеся награды.
Кадр из картины "Тарас Шевченко", 1951
Однако мир не знал главного: драма ступает за ней по жизни, всегда — драма. Так было и с картиной “Радуга” режиссера Марка Донского. Прочитав сценарий, украинская актриса отказалась от роли. Она так и призналась постановщику:
— Простите, Марк Семенович, но, боюсь, я не справлюсь с ролью Елены Костюк. – И она понятия не имела, что в 1944 г. именно на эту ленту в течение 14 недель в кинотеатры Бродвея будут стоять очереди!
Кадр из фильма “Украденное счастье”, 1952
![]() Кадр из фильма "Калиновая роща", 1953 |
Во-вторых, ее смущали не столько моральные испытания, которые предстояло пережить на съемочной площадке, сколько глубина горя, которое предстояло воссоздать на экране. Кто на подобное согласится, если не халтурить? В-третьих, ее опасения таки оправдались. Кинодрама о зверствах гитлеровцев в родной Украине снималась 1943 г. в Ашхабаде на стадионе, засыпанном солью, имитирующей снег.
Так, за проявленный киноподвиг по воплощению в жизнь трагедии бывшей партизанки государство наградило Наталью Ужвий званием народной артистки СССР. А судьба? Судьба сняла собственную версию материнской драмы — ужасающе реалистичную. Ранней осенью 1951 г. ее первенец, единственный сын Михаил Семенко-младший уехал в Ленинград. Как и отец, он имел поэтический дар, писал хорошие стихи и искал большой любви. Не колеблясь, 24-летний студент-международник Киевского университета прыгнул в прохладную Неву, тяжело простудился и через несколько месяцев, 13 декабря 1951 г., скоропостижно скончался от менингита.
Кадр из фильма "Земля", 1954
Трагедию “Радуги” сердце матери пережило второй раз.
Кадр из фильма "Пламя гнева", 1955
***
Говорят, молодой кинорежиссер Сергей Параджанов (1924-1990) был просто в восторге от Натальи Михайловны Ужвий. Именно ею он искренне восхищался, как актрисой. В 1959 г. он создал документальный телефильм (35-минутный) "Наталья Ужвий". Короткий метр, смонтированный из длинных фрагментов кинофильмов и спектаклей с ее участием, оказался режиссерской неудачей; оператор — Валентина Тышковец. Самобытного портрета мастера не получилось. В коллажной технике собственное видение мельтешит.
Кадр из фильма "300 лет назад …", 1956
Впрочем, Сергей Параджанов не из числа тех художников, кого собственные ошибки уничтожают. Через два года постановщик снял седую звезду в роли Надежды Петровны в художественном фильме "Украинская рапсодия" — лента получилась печальной и… неудачной. Позже признался, просто хирургически прооперировал собственную творческую поражение:
Кадр из фильма "Украинская рапсодия", 1961
— В картине резко совпали мои желания и мои привычки. Их сосуществование в пределах одной ленты оказалось крайне бессмысленным. Драматургия произведения — вполне традиционная — оказалась далека от меня. Мне хватило мужества и мастерства использовать тему, предложенную драматургом (идеологическая ерунда от Александра Левады — А.Р.), и создать поэтически-философскую картину. Предлагалось рассказать о женщине, которая пережила традиционно тяжелую судьбу и стала под занавес знаменитой певицей. Мне виделась в ее биографии судьба страстей, захваченных ураганом войны. Есть такая поговорка: когда говорят пушки, музы молчат. Это глупость. Музы не молчат — они взывают к мести или поют о победе. Здесь мало были свет силуэтном, резко контрастное, а не игривая светотень. Свет олицетворяя и никак не бытовое. Мне не давался "бытовизм"
Он, магический сказочник, только искал свое видение, свой взгляд на мир и магию кинематографа. Должен был пройти Большой День человека, цикл в семь лет, и в 1968 г. режиссер все же создал о киноактрисе биографическую ленту. К сожалению, полноценное сотрудничество двух творческих личностей не произошло: режиссер должен был стать не просто большим, а великим.
А она? А она снова ждала своего Мастера. Что больше всего в Натальи Ужвий поражало коллег, так это не приобретенный опыт театральной сцены, а жизненный опыт, который она удачно использовала в творчестве. Вот, пожалуйста, выразительный пример. Давно став ведущей актрисой театра, Наталья Михайловна собственноручно дополняла новые сценические образы в спектаклях … нужной деталью туалета. Чтобы создать причудливую шляпку или изысканную накидку, она не прибегала к услугам костюмера, а вспоминая опыт швеи, приобретенный в юности, брала иголку и под себя создавала нужный реквизит.
***
Рассвет 1960-х … Оттепель имени Никиты Хрущева, большие надежды на невиданные перемены. На деле — традиционная партийная чистка, иезуистски проделанная.
Было горько, когда идеологический орган партии — газета "Советская культура" напечатала статью бывшего министра культуры СССР Ростислава Бабийчука под названием, вроде приговора — "Любовь народа обязывает". Ее стремились вывести в расход — ничтожность всегда стремится избавиться от исключительности.
Бывший железнодорожник-молотобоец Р.В.Бабийчук был еще тот искусствовед: спектакль «Десять дней, которые потрясли мир" Театра на Таганке по жанру он определил, как "порнографию". Поэтому со всем словоблудием функционера от культуры требовал:
— Театральная организм нуждается в непрерывном притоке свежих молодых дарований … Пожалуй, наиболее полно эта проблема проявилась в практике театра имени Ивана Франко…
Почувствовав вкус крови, смело развенчав культ Сталина, стая взялись за неприкасаемых. В 1963 из труппы Киевского украинского драматического театра имени Ивана Франко "сверху" выжали знаменитых актеров, народную артистку УССР Полину Моисеевну Нятко-Табачникову (1900-1994), народную артистку УССР Екатерину Александровну Осмяловскую (1904-1997) и легенду национального театра — Наталью Михайловну Ужвий.
Кадр из фильма-спектакля "Почему улыбались звезды", 1966
Какое имело значение, что воспитанниками Полины Нятко стала плеяда украинской молодежи — Ада Роговцева, Ольга Кусенко, Элина Быстрицкая, Юрий Тимошенко, Ефим Березин, а Екатерина Осмяловская (хрестоматийная Мавка) сцене отдала 43 года, из них — 33 года театру имени Ивана Франко.
Не на пенсию они ушли; они ушли гордыми и ничего ни у кого не просили.
Сам факт позорного отношения власти едва не подкосил Наталью Ужвий, и это была жизненная, а не сценическая драма, где главным действующим лицом в очередной раз оказалась она.
В подобных ситуациях характер раскрывается в полной мере: кто-то бегал бы по приемным и канючил, кто-то кляузы строчил бы в высшие инстанции, кто-то не слезал бы с колен влиятельных любовников. Наталье Михайловне было так стыдно за чиновников, что от смущения она не выходила на улицу, чтобы, проходя мимо бывшего театра, случайно не встретить кого-то из коллег или знакомых.
Кадр из фильма "Уступи место", 1970
Только об одном великая актриса жалела. Ей так и не удалось сыграть роль английской королевы Елизаветы в трагедии "Мария Стюарт"
- Что обольщают каждого мужчину
- И не дают с ней женщине сравниться?
- Не дорого же такая слава стоит!
- Всеобщего признания нетрудно
- Добиться, став общею для всех".
У Партии головы не было, один руль. Так вот некоторые посторонние люди холопам подсказали, мол, глупостей ваши чинуши наделали… Через несколько месяцев, в том же 1963 году. Наталью Ужвий в труппе театра имени Франко восстановили, но партийной ошибкой подобное кадровое решение… не признали. Следующие двадцать пять лет на легенду украинского театра боялись и косо взглянуть: ну, стоит себе икона в рушниках, пусть и стоит. Отсраненность власть имущих талант разрушает исподволь, изнутри…
Хотя “Мария Стюарт” оказалась первой драмой, которую написал Фридрих Шиллер, но она показала, как глубоко автор понимал природу интриг.
В другой сцене королева Елизавета искренне признавалась:
- "В том, мой друг,
- Любовь и состоит, что разрешает
- Она любимым то, что осуждает".
***
![]() Наталья Ужвий на склоне лет |
Маленький киевский скверик под Национальным академическим драматическим театром имени Ивана Франко. В 195-1986 гг. Наталья Михайловна жила рядом, в доме по улице Городецкого, 17/1 (бывший доходный дом Всеволода Демченко). И часто театралы узнавали ее по походке, но удивлялись: почему такой мрачный взгляд, зачем странный парик, фигура, куда исчезает огонь из глаз?
До конца связи с миром звезда не теряла.
И хотя, как положено, драма ступала за ней по жизни, всегда — драма, крыльев она не сворачивала. Удивительно, но именно благодаря гражданской активности народной артистки было этот карманный театральный парк спасен. Спасен от застройки. Потому что умники когда захотели устроить на его земле… автостоянку.
До конца звезду поддерживал муж, друг — актер Евгений Порфирьевич Пономаренко, разница в возрасте с которым под конец жизни исчезла. Близким и знакомым они казались парой бывалых, уставших голубей, постоянно о чем-то воркочущих. Неважно где — в быту или на сцене; видите, в родном театре даже пьесы для себя выбирают по принципу сентиментальной пары.
— Драма вселенной определена Провидением. Каждому суждено сыграть в пьесе роль, и это единственная роль, которая ему подобает, единственная, которую он выбрал, или, точнее, выбирает в глубине души. В той абсолютной драме актер и персонаж — единое: плохо играть значит быть плохим персонажем; хорошая роль — это хорошая игра…
Александр Рудяченко. Киев.
По материалам: www.ukrinform.ru