В этот день родилась Мария Заньковецкая (1854-1934), выдающаяся украинская актриса.
«Заньковецкая — страшная сила», — так лаконично определил сущность артистического таланта этой женщины Антон Чехов. Выдающиеся современники, свидетели сценических триумфов гениальной украинской актрисы, не скупились на восторженные отзывы и всевозможные комплименты этой удивительной женщине. Ее сравнивали то с Элеонорой Дузе, то с Сарой Бернар, то с Марией Ермоловой. Истина же заключалась в том, что она не была похожа ни на одну из этих актрис — она была Марией Заньковецкой. Панас Саксаганский заметил: «Она могла затопить театр слезами» — и это была чистая правда — во время игры Заньковецкой некоторые слишком чувствительные зрители действительно теряли сознание. Ее коронными ролями были Наталка в «Наталке-Полтавке» Котляревского, Харитына и София в «Наймичке» и «Бесталанной» Карпенко-Карого, Одарка и Елена в «Дай сердцу волю, заведет в неволю» и «Мироед, или паук» Кропивницкого, Аза и Цвиркунка в «Цыганке Азе» и «Черноморцах» Старицкого. Заньковецкая никогда специально не училась актерскому мастерству, и какой-то экстраординарной внешности тоже не имела. Просто, как сказал один из критиков, «…Господь наградил ее колоссальной интуицией и уникальным драматическим темпераментом». Она не составляла партитуры ролей, а как будто сердцем понимала сущность своих героинь — и без уловок — начинала жить их жизнью. Актриса осталась равнодушной к классическому театральному репертуару — не сыграла ни античных трагиков, ни Шекспира, или Мольера. Неудобно чувствовала себя в романтических ролях. Именно поэтому и отказалась от предложения перейти на помпезную императорскую сцену, хотя это и сулило ей немало благ… Любовью всей ее жизни был Николай Садовский, с которым она дебютировала в октябре 1882 года в «Наталке Полтавке» на елизаветградской сцене. Но еще большей любовью был театр, которому она посвятила всю себя без остатка.
Юбилеи дня:
140 лет назад родился Антон Владиславович Крушельницкий (1878-1937), украинский писатель, критик, журналист, переводчик, педагог, общественно-культурный деятель. В 1919 г. был министром образования УНР. Литературную деятельность начал еще в конце XIX в.: писал пьесы, новеллы, рассказы, повести. Его пьесу «Народники» высоко оценил Иван Франко, отметив, что автор «запустил глубоко зонд в бездну человеческой бесхарактерности, фарисейства и подлости, иллюстрировал ее почти всеми типами, выведенными в комедии, иллюстрировал её основательно и всесторонне … Страшно делается за человека, за его народную душу, за его будущее ». За просоветскую деятельность в 1932 году А. Крушельницкий был выслан из Львова на Советскую Украину польським правительством. А уже через два года был арестован органами госбезопасности НКВД УССР в Харькове. В постановлении оперуполномоченного ІІ отдела СПБ УГБ по Харьковской области Бордона утверждалось: «Крушельницкий Антон Владиславович является одним из руководителей созданного на Украине центра ОУН, который ставит своей целью свержение Советской власти в СССР и подготовке террористических актов против представителей партии и правительства». Под прессом морального давления и физических пыток писатель «признал» себя виновным. Даже обратился с заявлением «В суд при НКВД УССР», в котором просил дать ему возможность посвятить остаток своих сил «строительству социализма и бесклассового общества». Через год его дело рассматривалось выездной сессией Военной коллегии Верховного Суда СССР под председательством Ульриха. Приговор был не очень строгий: 10 лет каторги и конфискация имущества. Ссылку А. Крушельницкий отбывал на Соловках. Там был и расстрелян. Реабилитирован посмертно. Репрессированы били и жена писателя Мария Степановна (актриса и писательница) сыновья Иван (талантливый писатель, искусствовед и график), Тарас (писатель), Богдан (экономист), Остап (исследователь киноискусства) и дочь Владимира (врач-дерматолог) были расстреляны в 1934 и 1937 годах.
117 лет со дня рождения Луи Армстронга (1901-1971), самого известного американского джазового трубача, вокалиста, организатора первых джаз-ансамблей. Создал исполнительский стиль, который отмечается импровизационной свободой трактовки популярных мелодий, основанных на джазовых и блюзовых традициях. Оказал влияние, наряду с Дюком Эллингтоном, Чарли Паркером, Майлсом Дэвисом и Джоном Колтрейном, на дальнейшее развитие джаза и немало сделал для его популяризации в мире. Госдеп США даже присвоил ему неофициальный титул «Посла джаза». В середине 50-х годов прошлого века Армстронг был одним из самых известных музыкантов и шоуменов мира, к тому же он снялся более чем в 50-ти фильмах. Свою звездную музыкальную карьеру Армстронг начинал со столицы джаза Нового Орлеана, где он собственно (так же как и джаз) родился (отец — батрак, мать — проститутка), затем перебрался в Нью-Йорк, много выступал в Европе, в частности во Франции на Лазурном берегу. Он играл все что угодно, был непревзойденным в свинге, но не брался за бибоп, считая его «китайской грамотой». В 1958 году Армстронг посетил нью-йоркскую студию Радио Свобода. Во время общения он поинтересовался, есть ли в Советском Союзе музыкальные кинокомедии или мюзиклы. Ему поставили пластинку фирмы «Мелодия», где Людмила Гурченко исполняла песню «Пять минут» из комедии «Карнавальная ночь». Армстронг сразу же взял свою трубу, с которой почти никогда не расставался и начал лихо импровизировать, подыгрывая мелодии. В начале 2000-х годов был издан компакт-диск с записями американских джазменов играющих «советский» джаз. Есть там и эта уникальная запись.
87 лет со дня рождения Эдуарда Марковича Митницкого (1931), известного украинского театрального режиссера, художественного руководителя Киевского академического театра драмы и комедии на левом берегу Днепра, педагога. Эдуард Митницкий принадлежит к редкой породе тех режиссеров, которые очень деликатно, можно сказать филигранно, по-новому раскрывают талант актера. Диктаторские замашки, психологическое давление и террор — это не про него. Он — либерал, учитель, наставник. Именно в спектаклях Митницкого с неожиданной стороны показали себя Ада Роговцева, Ксения Николаева, Валерия Заклунная, Юрий Мажуга, Владимир Горянский и многие другие актеры. Он воспитал таких режиссеров как Дмитрий Богомазов, Юрий Одинокий, Дмитрий Лазорко, Алексей Лисовец. Эдуард Митницкий — страстный служитель театра, его благородный рыцарь. Это хорошо знают сотни преданных поклонников творчества Эдуарда Марковича, поэтому всегда с нетерпением ждут каждое новое представление Мастера.
75 лет со дня рождения Лауры Биаджотти (1943-2017), итальянского дизайнера одежды. Одна из самых титулованных итальянских модельеров, которую называют «королевой кашемира». Родилась в Риме, ее семья была задействована в модной индустрии. Лаура мечтала стать археологом, некоторое время изучала литературу в Римском университете, но в конце концов вынуждена была оставить учебу, чтобы помогать матери в бизнесе. В 1972 г. она основала собственную марку. Дела пошли настолько успешно, что вскоре по всему миру было открыто 600 магазинов. Среди поклонников этой марки немало известных людей, в частности Софи Лорен, Клаудиа Кардинале, даже покойный Иоанн Павел II с удовольствием носил кашемировые вещи марки Biagiotti. И действительно: разве не удовлетворит вкусы любителя качественной одежды, например, изысканный белый кардиган, произведенный из тончайшего кашемира? Впрочем, не только кашемировыми вещами известна Лаура Биаджотти. Сейчас под этой маркой выпускается одежда, постельное белье, аксессуары, обувь, а, кроме того, еще и духи, которым итальянский дизайнер придавала огромное значение. Лаура Биаджотти была достаточно известным итальянским коллекционером и меценатом (в частности ею была выделена большая сумма на реставрацию лестницы Колизея). Жила Биаджотти в сельской местности неподалеку от Рима во дворце XI в., отреставрированном за собственный счет.
По материалам: www.ukrinform.ru