Ежегодно в предпоследний день августа в мире отмечается Международный день жертв насильственного исчезновения, или День пропавших без вести.
День установлен в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 21 декабря 2010 при активной поддержке международных правозащитных организаций и Красного Креста. Однако этот вопрос более полувека поднимался перед соответствующими учреждениями ООН представителями латиноамериканской Федерации родственников пропавших без вести людей. Кто-кто, а латиноамериканцы, которые на протяжении десятилетий страдали от различных диктаторских режимов, не понаслышке знали эту проблему – бесследное исчезновение близкого человека, шантаж, запугивание, годы поисков, отчаяния, сменявшегося надеждой и надежда, которая вновь приходит на смену отчаянию. К насильственным исчезновениям нередко прибегают как к стратегии насаждения в обществе атмосферы террора. В большинстве случаев насильственные исчезновения происходят с ведома, а то и при активной поддержке государства. За последние годы в более чем 80 странах мира жертвами насильственного исчезновения стали 50 тыс. человек. Обычно насильственные исчезновения сопровождаются жестокими пытками, унижением человеческого достоинства задержанных, а заканчиваются смертью. Порождаемое такой практикой чувство отсутствия безопасности становится уделом не только близких родственников исчезнувшего человека, но и накладывает также отпечаток на общины, к которым они принадлежат, и общество в целом. Насильственные исчезновения людей превратились в глобальную проблему, не ограничивающуюся каким-либо конкретным регионом мира. Насильственные исчезновения, которые когда-то ассоциировались только с режимом военной диктатуры, могут в настоящее время совершаться в сложных ситуациях внутренних конфликтов, особенно в качестве средства политического подавления оппонентов. Особую озабоченность вызывают непрекращающиеся преследования защитников прав человека, родственников потерпевших, свидетелей и адвокатов, занимающихся случаями насильственного исчезновения. Учитывая войну на востоке Украины и российскую оккупацию Крыма, Международный день жертв насильственного исчезновения приобрел актуальность и для Украины. Обычным делом стала практика похищения российскими спецслужбами людей в Крыму, насильственное исчезновение украинских активистов на оккупированных сепаратистами территориях Донбасса, нарушения прав человека на неподконтрольных Украине территориях.
События дня:
30 августа 1903 года в Полтаве открыт памятник Ивану Котляревскому — основателю современного украинского литературного языка, автору украинского ремейка вергилиевской «Энеиды», волшебных «Наталки Полтавки» и «Москаля-чародея». На торжествах присутствовали известные деятели украинской интеллигенции и культуры: Христина Алчевская, Олена Пчилка, Михаил Коцюбинский, Николай Лысенко, Леся Украинка, Василий Стефаник, Панас Мирный, Александр Олесь. Памятник построили на общественные средства — немалая сумма была собрана довольно быстро, но царское правительство долго не давало разрешения на его открытие — все украинское в Российской империи жестоко подавлялось.
Юбилеи дня:
270 лет со дня рождения Жака Луи Давида (1748-1825), французского живописца. Академик Королевской академии живописи и скульптуры в Париже, основатель течения так называемого революционного классицизма. Давид принимал активное участие в Великой французской революции, был членом якобинского Конвента. Вершиной художественного творчества художника является картина «Смерть Марата». «В этой картине есть одновременно и что-то нежное, и что-то щемящее, пронзительное, хватающее за душу; в холодном воздухе этой комнаты, на этих холодных стенах, вокруг этой холодной и зловещей ванны чувствуется веяние души», — делился впечатлениями Шарль Бодлер. После падения якобинской диктатуры Давид отрекся от Робеспьера и стал горячим сторонником Наполеона (даже получил звание «первого живописца императора»). Он с энтузиазмом писал портреты своего нового кумира, однако одной из лучших работ этого периода является великолепный портрет мадам Рекамье, написанный в 1800 году. Этот портрет можно рассматривать как хрестоматийный образец послереволюционного классицизма, своеобразный памятник эпохи Консульства, в котором отражены эстетические вкусы того времени. Здесь все «стильно» — кушетка, треножник (работы знаменитого мебельщика Жакоба), сама модель — элегантная молодая босоногая дама в белом хитоне — хозяйка знаменитого (и чрезвычайно модного) салона, которая вполне органично вписалась в роль новейшей Аспасии. «Я не хочу ни проникнутого страстью движения, ни страстной экспрессии …», — сказал мастер по поводу одной из своих работ. Эти слова можно отнести и к портрету госпожи Рекамье — несмотря на общую безупречность и изысканность картины, «веяния души» здесь не найти. Подавляющее большинство работ Жака Луи Давида хранятся в Лувре.
Сегодня исполняется 135 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Донцова (1883-1973), украинского публициста, политического деятеля, идеолога украинского национализма, одной из самых ярких и противоречивых фигур украинской политической мысли ХХ века. Родился Дмитрий Донцов на юге Украины, в Мелитополе (теперь Запорожская область). Называл этот край «нашей Америкой» — за почти вавилонское смешение языков и национальностей. Как сам признавался, украинцем его сделали произведения Гоголя, Шевченко, Кулиша, Стороженко. Образование получил в Петербургском и Венском университетах. Дважды подвергался аресту. В 1913 году, выступая на втором всестудентському съезде во Львове, наметил программу построения Украинского независимого государства (доклад «Современное политическое положение нации и наши задачи»). В 1914-1918 годах — председатель и активный член Союза Освобождения Украины. В период Гетманата Донцов — блестящий и убедительный оратор — возглавлял Украинскую телеграфное агентство (ныне Укринформ). В 1919-1921 годах — руководитель Украинского бюро прессы в Берлине. С 1922 года находился во Львове, где выступил учредителем Украинской партии национальной работы, руководил двухнедельником «Зарево» и редакцией «Литературно-научного вестника», издание которого было возобновлено по инициативе Евгения Коновальца (кстати, Коновалец был учеником Донцова). С 1939 года жил в эмиграции (Германия, Чехословакия, Франция). После войны поселился в Канаде, где преподавал украинскую литературу в Монреальском университете. Донцов — автор многих публицистических работ, в которых обосновал необходимость политической независимости Украины и разработал идейные основы украинского национализма. Среди его важнейших работ — «Модерное москвофильство», «По поводу одной ереси», «История развития украинской государственной идеи», «Национализм», «Где искать украинских традицій». Взгляды Донцова эволюционировали от социализма к безоговорочному его отрицанию, от воинствующего материализма к ортодоксальному христианству. Он последовательно отстаивал идею государственной самостоятельности Украины и ее духовно-культурной ориентации на Запад. Выступая против российского империализма во всех его проявлениях, Донцов предостерегал от ориентации на Москву, несмотря на то, или она царская, республиканская, буржуазная, рабоче-социалистическая или еще какая-то. Идеи Донцова имели большое влияние на молодежь в предвоенное время и в значительной степени стали идеологическим фундаментом деятельности ОУН. Радикализм, акцентированная бескомпромиссность позиций и страстность стиля делают фигуру Донцова контроверсионной и неоднозначной и по сей день.
60 лет со дня рождения Анны Степановны Политковской (1958-2006), российской журналистки, обозревателя (с 1999 г.) «Новой газеты», правозащитника. Автор книг «Путешествие в ад. Чеченский дневник», «Вторая чеченская». Лауреат российских и международных премий в области журналистики. Была застрелена в октябре 2006 г. у своего дома в Москве.
Первое фото: un.org
По материалам: www.ukrinform.ru