Сегодня День украинского кино — праздник всех причастных к созданию отечественного кинематографа, а также его преданных ценителей.
День установлен Указом Президента от 12 января 1996 и ежегодно отмечается во вторую субботу сентября. Украинцы присоединились к киноискусству — новейшему виду развлечений — одновременно с европейцами. С 1909 года в Украине начали массово выпускаться комедии, драмы, водевили. Этому способствовало немалое количество частных киностудий, прежде всего в крупных городах: Екатеринославе (Днепр), Одессе, Киеве. Впрочем, по-настоящему «революционными» для украинского кино стали 20-е годы ХХ века, когда появились фильмы Довженко «Звенигора» (1928), «Арсенал» (1929), «Земля» (1930), а также много других, ныне менее известных, но чрезвычайно интересных фильмов. Украинский кинематограф двадцатых годов развивался в контексте расцвета всего «Украинского Возрождения» — недолгого, но чрезвычайно плодотворного периода ренессанса всей украинской культуры. Всеукраинское фотокиноуправление (ВУФКУ), действующее в течение 1922-1930 годов, было настоящим эпицентром креатива и творчества. В этой легендарной организации работала почти вся тогдашняя творческая элита. К примеру, сценарии писали Юрий Яновский, Майк Йогансен, Исаак Бабель, Григорий Косынка. Но в 1930-х годах украинский кинематограф, так же как наука, литература, язык, был разгромлен сталинским режимом. Немало украинских кинорежиссеров, сценаристов, кинооператоров были репрессированы — высланы на русский север или расстреляны. Незаметно украинские киностудии стали тенями-филиалами российского центра, каждый фильм подвергался партийному анализу и цензуре. Многим талантливым кинохудожникам просто запрещали снимать, а то, что выходило на экраны было лишено жизни – это были всего лишь километры мертвой целлулоидной кинопленки. Впрочем, несмотря на жесткую цензуру и давление со стороны тоталитарного государства, на экраны кинотеатров прорывались фильмы Леонида Осыки, Сергея Параджанова, Киры Муратовой, Юрия Ильенко и других выдающихся украинских кинорежиссеров, где до сих пор немеркнущим светом сияют звезды актерского таланта Ивана Миколайчука и Леонида Быкова, Ларисы Кадочниковой и Ады Роговцевой, Богдана Ступки и Константина Степанкова.
Сейчас украинское кино, преодолев «большую немоту», порожденную годами безденежья, апатии и навязчивого жужжания «запоребриковских ментов», вновь заговорило во весь голос. Этому способствуют несколько факторов: финансовая и законодательная поддержка со стороны государства, отказ от российского контента, а также яростная вера и преданность любимому делу всех работников кинематографа. Украинская киноотрасль сегодня одна из немногих, вселяющая надежду и оптимизм, демонстрирующая качественно новые изменения и результаты, которые говорят сами за себя: с каждым годом количество украинских фильмов растет. С каждым годом украинский кинопродукт становится все более востребованным как отечественным кинозрителем, так и на престижных международных кинофестивалях. 13 украинских фильмов на протяжении 2014 – 2017 годов получили награды или были номинированы на международных кинофорумах.
Поэтому с нетерпением ждем от украинских кинематографистов умопомрачительных блокбастеров, веселых кинокомедий, увлекательных фэнтези, сентиментальних мелодрам, жуткого хоррора, невероятных мультиков и серьезного артхауса.
А еще, в День украинского кино помним, что в путинской неволе томится украинский кинорежиссер Олег Сенцов. Тот, чье место на съемочной площадке рядом с камерой — сейчас за решеткой. Верим, что рано или поздно он вернется на родину, и мы еще увидим его лучший фильм.
Вместе с тем, ежегодно во вторую субботу сентября отмечается День физической культуры и спорта. Праздник установлен в Украине «…в поддержку инициативы физкультурных и спортивных организаций и объединений граждан…» согласно Указу Президента «О Дне физкультуры и спорта» от 29 июня 1994 года. В этот день запланированы традиционные физкультурно-оздоровительные мероприятия, показательные выступления ведущих спортсменов, воспитанников спортивных школ, спортивных клубов; встречи с выдающимися спортсменами, тренерами, специалистами и ветеранами физкультурно-спортивного движения.
Также в этот день, начиная с 1966 года, с инициативы ЮНЕСКО отмечается Международный день грамотности. Грамотность — одно из основных прав человека и основа для обучения в течение всей жизни. Она является абсолютно необходимым условием социального роста и развития человеческого потенциала благодаря своему свойству реформировать жизнь. Для отдельных лиц, семей и общин она является инструментом значительного расширения прав и возможностей, что позволяет значительно повысить уровень дохода и скрепить взаимосвязь с миром. Грамотное общество — это динамичное общество, члены которого обмениваются идеями и участвуют в дискуссиях. В то же время, безграмотность является существенным препятствием на пути к улучшению качества жизни, более того, она может стать причиной социальной изоляции и насилия. Сейчас, по статистике, уровень грамотности взрослого населения Украины составляет 99,7%. Указанный показатель является достаточно высоким, даже для таких стран как Великобритания, Лихтенштейн и Швейцария. Тема Дня-2018 – «Грамотность и развитие навыков».
События дня:
105 лет назад (1913) в Одессе состоялись торжества по случаю открытия государственной консерватории, созданной на базе городского музыкального училища. С 2002 г. — Одесская национальная музыкальная академия им. А.В. Неждановой. Выпускниками этого славного музыкального заведения были Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Белла Руденко, Елизавета Чавдар.
28 лет назад (1989) в Киеве, в конференц-зале КПИ начался (продолжался до 10 сентября) Учредительный съезд Народного Руха Украины за перестройку. В первый же год своего существования Рух организовал ряд массовых мероприятий, целью которых была борьба за государственную независимость, возрождение украинской нации, воссоздание истории украинского народа и государственности. Председателем Движения был избран Иван Драч. Организации НРУ существовали во всех областях Украины. На выборах в советы всех степеней НРУ выступил наиболее серьезной оппозицией Компартии Украины. Официально зарегистрирован Народный Рух Украины был в 1993 году.
Юбилеи дня:
145 лет со дня рождения Альфреда Жарри (1873-1907), французского драматурга, романиста, культовой фигуры литературного и театрального авангарда Европы и Америки первой половины ХХ в. Автор гротескной кукольной пьесы о дураке-диктаторе «Король Убю», которая стала предвестницей театра абсурда задолго до Беккета, Ионеско и Хармса.
В этот день в 1898 году родилась Наталья Михайловна Ужвий (1898-1986), выдающаяся украинская актриса, которую чуть ли не сразу после начала театральной карьеры называли «второй Заньковецкой», а уже потом — «Первой украинской советской актрисой» — очень почетное звание тогда и не совсем, мягко говоря, сейчас. Но она и действительно была одной из самых ярких звезд украинской сцены 30-50-х годов. Родилась Наталья Ужвий на Волыни, в Любомле. Шесть лет работала учительницей, потом начала выступать на любительской сцене. В 1922-1925 годах училась в драматической студии при Первом государственном драматическом театре им. Т. Шевченко в Киеве. В 28 лет ее пригласили в театр «Березиль», которым руководил Лесь Курбас. На сцене этого театра она играла 10 лет, именно здесь наиболее полно раскрылся и развился незаурядный талант актрисы. После разгрома «Березоля», как и другие уцелевшие воспитанники Курбаса, перешла в Киевский театр им. И. Франко. Наталья Ужвий была в браке с известным украинским поэтом-футуристом Михаилом Семенко. В 1936 году они развелись, а уже в 1937 году Семенко арестовали и расстреляли. Несмотря на то, что Ужвий была лауреатом трех Сталинских премий и вроде обласканная официальной властью, жизнь актрисы нельзя назвать легкой и простой. Ее единственный сын Михаил умер от менингита в 24 года, много ее друзей и родственников были репрессированы — кто расстрелян, кто отбывал наказание в сибирских лагерях. Многие обращались к ней о помощи, но помочь она ничем существенным не могла — жила только работой — театром; высоких (нужных) партноменклатурных связей фактически не было, хотя и могли бы… В определенной степени она, прима первой театральной сцены Украины, тоже была жертвой этой страшной тоталитарной эпохи. Интересный факт — правильно-официальная актриса Ужвий вызвала искреннее восхищение у такого нонконформиста как Параджанов. Он снял ее при этом не в слишком известной «Украинской рапсодии» (1961), а в 1968 создал об актрисе биографический фильм.
65 лет со дня рождения Лидии Леонидовны Забилястой (1953), украинской оперной певицы (сопрано), народной артистки Украины, лауреата Шевченковской премии (2011). Солистка киевского театра оперы и балета им. Т. Шевченко с 1979 г.. К тому 7 лет была солисткой Киевского камерного хора под руководством выдающегося хормейстера Виктора Михайловича Иконника.
Годовщина смерти:
15 лет со дня смерти Лени Рифеншталь (1902-2003), немецкой актрисы, кинорежиссера и фотографа, легендарной, но вовсе неоднозначной фигуры мира киноискусства. Мировую славу Рифеншталь принесли два документальных фильма: «Триумф воли» (1935), который рассказывал о съезде немецкой Национал-социалистической партии в Нюрнберге 1934 и «Олимпия» — об Олимпийских играх 1936 в Берлине. «Я не хочу, чтобы этот фильм делал кто-нибудь, это должен снять Художник», — заявил Гитлер, поручая Рифеншталь сделать пропагандистский фильм-отчет о съезде нацистов. Фюрер предложил — Рифеншталь согласилась. За шесть дней она сняла и смонтировала блестящий по канонам киноискусства, но зловещий по своему этическому наполнением фильм, который воспевает внешнюю и внутреннюю эстетику нацизма. «Мой фильм — это документ. Я показала все, будучи свидетелем и находясь под влиянием всего того, что происходило. Тогда все находились под сильным влиянием, но я была единственной, кто зафиксировал это на кинопленке … В этом и кроется моя вина. Но разве я виновата в том, что жила именно в то время, и была знакома именно с теми людьми? .. », — писала Лени Рифеншталь в мемуарах. Кроме этого она уверяла, что никогда не занималась политикой — только искусством: ни была членом нацистской партии, никогда не произнесла ни антисемитского слова, а о существовании концлагерей узнала только в 1945, когда американцы, чуть ли не насильно, показали ей кинохронику с Дахау. Ей и в голову не приходило, что можно было бы сделать, например, как Фриц Ланг (выдающийся немецкий кинорежиссер, автор «Нибелунгов»), который вместо заманчивого предложения Геббельса возглавить немецкий кинематограф выбрал «голодную» эмиграцию. После войны за сотрудничество с гитлеровским режимом Рифеншталь несколько лет провела в заключении, была лишена права снимать, ее работы были запрещены ( «Триумф воли» и сегодня запрещен в Германии). Однако она не сломалась: много путешествовала по миру (ее страстью была Африка, где она много снимала), в 71 год начала заниматься подводными съемками, подарив себе на столетний юбилей снят собственноручно документальный фильм о жизни подводных обитателей Индийского океана; в 82 попала в страшную авиакатастрофу в Судане, но отделалась легкими царапинами. Умерла на 102 году жизни.
Между прочим, на наличие в видеотеке «Триумфа воли» и «Олимпии» пеняла во время путинского судилища над Олегом Сенцовым сторона обвинения. «Но ведь я кинорежиссер…», — пожал плечами Олег, удивляясь абсурдности аргумента. Российским обвинителям, исполнителям «высшей» воли нового фюрера, видимо и в голову не пришло, что они поступают точно так же, как и нацисты, которые в свое время запрещали и сжигали произведения искусства, а также устраивали показательные судилища над самими художниками, чьи взгляды существенно отличались с их.
По материалам: www.ukrinform.ru