Сегодня в Украине День танкистов.
Праздник установлен Указом Президента «О Дне танкистов» от 29 августа 1997 года, и отмечается во второе воскресенье сентября. Украина по праву считается одной из ведущих танковых стран мира. Она имеет многолетнюю историю становления и развития танковых войск, которые являются важной составляющей боевого потенциала Вооруженных Сил Украины. Как известно, танк — бронированная машина, предназначенная для уничтожения техники, дотов, дзотов и живой силы противника. Первые танки появились еще во время Первой мировой войны. По своим техническим характеристикам они существенно отличались от нынешних бронированных машин, но даже своим грозным видом производили на противника поражающее действие. Произошло это в 1916 году во время битвы на Сомме — первые 32 машины применили во время боя англичане. На сегодня вооруженные силы любой из стран, которая серьезно относится к своей обороне, трудно представить без танковых соединений. Танковые войска обладают большой огневой мощью и ударной силой, высокой мобильностью и надежной броневой защитой. Они предназначены для удержания занятых районов, рубежей и позиций, отражению ударов противника, прорыва обороны противника, разгрома его войск, захвату важных районов, рубежей и объектов. Танковые войска можно смело назвать «броней» пехоты — без них пехотинцы как без рук — не пойдут в наступление и не смогут удерживать завоеванные позиции. Как «серьезно пошутил» один из современных танкистов, непосредственный участник АТО, «без артиллерии вести боевые действия было бы невозможно, а без танков — плохо». Российская вооруженная агрессия относительно Украины многое изменила — впервые со времен Второй мировой войны на территории Восточной Европы, а именно на восточных границах Украины на протяжении 2014-2015 годов происходили танковые сражения. Украинские танкисты принимали активное участие в освобождении населенных пунктов Донецкой и Луганской областей, боях за Дебальцево, Марьинку, Пески, Авдеевку; проявили себя воины-танкисты и в жестоких боях за Донецкий аэропорт. Многие украинские танкисты погибли, защищая родину, многие из них награждены за проявленные мужество и героизм.
С вечера 20 по 22 сентября иудеи празднуют Рош ха-Шана — Новый год по иудейскому календарю. Точный перевод Рош ха-Шана — начало года, поэтому этот праздник называют еще «Головой года». Согласно преданию, именно в этот день, на шестой день творения Господь создал и первого человека — Адама. На Рош ха-Шана провозглашается царство Бога над всем живым. Иудеи верят, что каждый год, в эти священные дни, Всевышний совершает суд над человечеством, определяя, что должно произойти с каждым в грядущем году: кому — разбогатеть, кому — обанкротиться, кому жениться, а кому умереть. Это время духовного отчета за прошлый год и обязательство измениться к лучшему в будущем. Одним из главных атрибутов этого праздника является шофар — полый бараний рог, трубные звуки которого устойчиво ассоциируются с Рош ха-Шана. На праздничном столе иудеев в эти дни можно увидеть сладости, мед (чтобы год был «сладким»), рыбью или баранью голову (чтобы быть «во главе», а не в хвосте), морковь кружочками — по форме и по цвету, она напоминает золотые монетки, богатство; овощи и фрукты — в знак надежды на обильный урожай. Особенно торжественно отмечают этот праздник хасиды, которые ежегодно массово приезжают со всего мира в Умань на могилу цадика Нахмана — основателя брацлавского (бресловського) хасидизма. С Рош ха-Шана начинаются 10 дней молитв и покаяния, которые еще называются «страшными и большими», а заканчиваются они главным и торжественным иудейским праздником Йом-Кипур («Судный день»).
Юбилеи дня:
Сегодня исполняется 248 лет со дня рождения Ивана Петровича Котляревского (1769-1838), украинского писателя и общественного деятеля, первого классика новой украинской литературы. Иван Котляревский — автор блестящей «Энеиды», «Наталки Полтавки» и «Москаля-волшебника», родился в семье канцеляриста Полтавского магистрата. Род Котляревских происходил из казацкой шляхты. Иван учился в Полтавской семинарии, где изучал латынь, французский и немецкий языки, общие предметы. Считался одним из лучших учеников. После окончания стал чиновником Новороссийской канцелярии в Полтаве, но службу бросил и начал учительствовать в помещичьих имениях Золотоношского уезда. Влюбился в одну из своих учениц, Марию. Но девушка была обещана другому, потому Котляревскому отказали. После этого 27-летний Котляревский оставляет гражданскую жизнь и идет в армию. На военной службе он находился 12 лет. Участвовал в русско-турецкой войне 1806-1807 годов. Выйдя в чине капитана в отставку, поселился в родительском доме в Полтаве рядом с Успенской соборной церковью (дед писателя был там дьяконом, он и построил дом в 1705 году). В 1808 году Котляревский возглавил Полтавский дом воспитания детей бедных дворян. На этой должности он прослужил более четверти века. Кроме того, был одним из организаторов Полтавского профессионального театра, принимал активное участие в выкупе из крепостной зависимости актера Михаила Щепкина (надо было собрать немалую сумму — 8 тыс. руб., к примеру, за Шевченко взяли 2 500). Во время войны 1812 года Котляревский занимался формированием казацкого полка для войны с Наполеоном. Собственно именно за гражданские заслуги царь и дал Котляревскому звание майора, а не какой-то гражданский чиновничий титул. К своей военной карьере Котляревский относился с огромным сентиментом. И об этом все знали. На его могиле в Полтаве на первом памятнике было написано: «Майор Котляревский, сочинитель малороссийской «Энеиды» (через 100 лет памятник обновили, и упоминание о военном чине исчезло). Вполне вероятно, что Котляревскому это не слишком бы понравилось. Свою знаменитую «Энеиду», в которой говорится о путешествиях запорожцев после разрушения российским царизмом Сечи в 1775 году, он писал в течение 26 лет. Первые три части поэмы появились в Петербурге в 1798 году — это было пиратское издание. Полностью «Энеиду» было издано в Харькове уже после смерти автора. Чем была в то время «Энеида» и «Наталка Полтавка»? Это был чистый и сильный украинский голос и появился он именно тогда, когда его меньше всего ждали, когда колонизаторам казалось, что все украинское в «Малороссии» (а с другой стороны в «Малопольше») умерло. И именно этот голос, голос произведений Котляревского соединил всю Украину, ведь его знали и уважали как на Приднепровье, так и в Галиции.
190 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого (1828-1910), русского писателя, классика мировой литературы, автора замечательных рассказов, повестей, романов «Анна Каренина», «Война и мир», а также «Дневников».
140 лет со дня рождения Макса Рейнхардта (Гольдман; 1873-1943), немецкого актера, режиссера, театрального деятеля, одного из театральных реформаторов ХХ века. На сцене с 1894 г.. В 1905-1933 гг. возглавлял Немецкий театр. Ставил немецкую и античную классику, пьесы Шекспира. В созданных им театрах и студиях (Берлин, Вена) экспериментировал в области театральной формы. Виртуозно использовал декорации, свет, шумы, музыку и другие сценические приемы. Ему принадлежит идея организации знаменитого фестиваля в Зальцбурге (1920), где он поставил средневековую мистерию в обработке Гуго фон Гофмансталя. В 1933 эмигрировал из Германии, умер в США. Среди многочисленных учеников Рейнгардта — Фридрих Мурнау и Марлен Дитрих.
98 лет со дня рождения Елены Михайловны Апанович (1919-2000), известного украинского историка, архивиста, диссидентки, лауреата Государственной премии Украины им. Т. Шевченко (единственная женщина-историк, лауреат этой премии). Работала в Институте истории Украины НАН Украины, старшим научным сотрудником Центральной научной библиотеки. Научные работы посвящены истории Украины XVI-XVIII вв. (прежде всего, истории казачества), книговедению, истории науки. Автор многих научных публикаций. В советское время претерпела притеснения. Елена Михайловна была одним из немногих историков-ученых, кто имел мужество противостоять советскому мифотворчеству и фальсификации украинской истории. Каждый из ее научных трудов ждали с нетерпением, читали-перечитывали, передавая из рук в руки. В одном из интервью Елена Апанович замечает: «Моя дата — 9.09.1919. Эти четыре девятки свидетельствуют, что мне Богом дана очень насыщенная энергией жизнь. Я как-то, как говорится, «состоялась», но в каких тяжелых условиях! Я вспомнила вот это: «Доба жорстока, як вовчиця» Елены Телиги. В моей жизни преломлялись страшные проявления не только моей личной судьбы, а вообще судьбы нашей Украины и народа». Ее долгая жизнь и действительно, достойна толстенного романа или экранизации. Отец Елены был железнодорожником, белорусом. Из крестьян. Мать — полька, княжеского рода. В связи с папиной работой семья постоянно переезжала. После окончания школы в Харькове, Елена в 1937 году поступила в престижный Институт журналистики в Москве (Институт журналистики при ЦК ВКП(б)). Проучилась всего год — вуз был расформирован. После того вернулась в Харьков, окончила Харьковский педагогический институт, факультет русского языка и литературы. «Это было уже так естественно — русский язык…», — вспоминала не без горечи Елена Михайловна. Затем была война, жуткие голодные скитания в эвакуации — Южный Казахстан, Башкирия (Уфа), но всегда встречались отзывчивые люди, которые помогали. В 1944 году Елена Апанович приехала в Киев. С тех пор и до конца жизни — киевлянка. Сразу же начала работать в архиве. Там впервые столкнулась с темой украинского казачества — из эвакуации вернулся архив коша Запорожской Сечи. На основе тех чудом уцелевших дел она напишет свою докторскую диссертацию, посвященную теме Запорожского войска. С 1950 года работала в Институте истории, но когда исследование казачества стало табуированной темой, «идеологическим криминалом» — ее оттуда уволили (по сути выгнали), почти год она нигде не работала. С большим трудом Елене Михайловне удалось устроиться в рукописный отдел Центральной научной библиотеки им. Вернадского. Ее имя и научные труды годами было запрещено даже упоминать. Только в 1991 году научная деятельность Апанович получила официальное признание.
Годовщина смерти:
10 лет со дня смерти Василия Степановича Кука (1913-2007), украинского военного, генерал-хорунжего, последнего главнокомандующего УПА. Василий Кук родился на Львовщине. Получил юридическое образование в Люблинском университете, где познакомился с будущим главой Организации украинских националистов Степаном Бандерой. Более четверти века отдал Василий Кук партизанской войне против польских, немецких и советских оккупантов. В 1950 году, после смерти Романа Шухевича, он стал главнокомандующим Украинской повстанческой армии. Работники советских карательных органов не могли его поймать почти 10 лет. Кук имел около 40 псевдонимов, но наиболее известные два: в УПА — «Лемиш», среди оперативников советской госбезопасности — «Барсук». 23 мая 1954 года вместе со своей женой Ульяной Крюченко был схвачен сотрудниками МВД УССР в подземном бункере на Львовщине. После шести лет заключения Кука освободили. После освобождения работал научным сотрудником в Центральном Государственном Историческом Архиве УССР. Окончил экстерном Киевский госуниверситет имени Тараса Шевченко. Василий Кук является автором десятков научных работ по истории и культуре Украины. Последние годы своей жизни жил в Киеве. В 1990-2007 годах сотрудничал с редакцией «Летописи УПА». Был председателем научного отдела Всеукраинского братства ОУН и УПА. Писал воспоминания, выступал. В 2002 году Кук отказался от звания Героя Украины. Объяснил это тем, что его собратьев до сих пор на государственном уровне не признали участниками боевых действий и борьбы за независимость Украины. Похоронили Василия Кука, по его завещанию, на малой родине — в селе Красное Львовской области.
По материалам: www.ukrinform.ru