Корреспонденты Укринформа продолжают вести свои родительские дневники
Нынешний рассказ – о первой неделе в школах наших первоклашек. Напомним, в проекте "Новая школа: родительский дневник" попробуем проследить за ходом реформы в разрезе регионов – на примере обычной сельской школы, куда пошел в первый класс сын собкора Укринформа на Закарпатье Татьяны Когутич, и школы в столичном регионе на Киевщине, ученицей которой в этом году стала дочь главного выпускающего агентства Марины Ключковской.
НЕДЕЛЯ В НОВОЙ ШКОЛЕ: ПОРТФОЛИО ПЕРВОКЛАССНИКА, ИНТЕРАКТИВ И ДЕТИ-ЦВЕТЫ
— Наша первая неделя в НУШ началась с Праздника первого звонка. В этом году школам дали право выбирать, и наша выбрала-таки отдохнуть в выходной, поэтому первый звонок прозвучал для нас третьего сентября, – пишет в «дневнике» Татьяна Когутич, мама Любомира – первоклассника сельской Лоховской общеобразовательной школы І–ІІІ ступеней. – Перед праздником нам сообщили, что в этом году линейки отменили – чему я лично обрадовалась, вспомнив, как в прошлом году старший сын томился 40 минут, стоя под солнцем (еще хорошо, что без обморока!) и не зная, куда девать себя, свои руки-ноги и букет (его пробовали забросить за плечи, но потом пристроили на земле). Но ритуального первого звонка все-таки стало сразу жаль: ну как это – Первое сентября и без девочки на плече у одиннадцатиклассника, который вместе с ней трезвонит на всю школу о начале нового года?! В наши времена к звонку на такие линейки цепляли цветы (сейчас украшают желто-синим бантом), и когда он звонил, лепестки и листочки разлетались во все стороны – такое приятное воспоминание… Словом, сердце по тому звону немного заболело, и когда сказали, что линейка все же будет – но короткая на 10-15 минут, и детей торжественно выведут пред ясны очи всем (гордитесь, мамы-папы!), и первый звонок обязательно прозвенит – где-то что-то там все-таки екнуло.
Итак, все было действительно с сохраненным ритуалом, но недолго, заскучать не успели. Остались силы на знакомство с учительницей на первом уроке, и на свои классные ритуалы, которые подготовила уже она. Дети вместе с учителем клеили на условную полянку с солнышком и цветами (символ школы, знаний и, собственно, самих первоклассников) свои цветочки – каждый разный, но все – красивые. А мамы потом еще и смогли утереть слезу, когда учитель, метафорически обозначив маму, как бабочку, защищающую цветочек, раздала нам этих разноцветнокрылых бумажных насекомых – и мы приклеивали их к своим цветам-детям. Интерактив, надо признать, это всегда интереснее, чем просто стоять и слушать.
В этом году мы также не заполняли традиционные родительские анкеты – которые учителя раздают перед началом обучения, чтобы с помощью "наводящих" вопросов иметь возможность ближе познакомиться с ребенком. Сейчас каждый ребенок должен иметь при поступлении в первый класс заполненное портфолио первоклассника. У нас оно состояло из рассказа о себе, своей семье, предпочтениях, умениях, желаниях. На странице о том, "чего бы ты хотел научиться в школе?" мы откровенно писали, за чем сюда пришли – научиться быстро читать, потому что медленно уже умеем, красиво писать, правильно считать и… дружить.
Собственно, последнему навыку – дружить (то есть, знакомиться, входить в коллектив, общаться, качественно контактировать с другими) учились всю первую неделю. И особенно – на утренних кругах.
— Это очень хорошая инициатива, – считает учитель нашего первого класса Ольга Гонак, – эти полчаса в круге дают возможность детям действительно раскрыть себя перед другими. Мы знакомимся, ежедневно в центр круга садится кто-то один – с ним все общаются, задают вопросы. Сначала дети смущались, а на третий день уже сами просились в центр. Особенно порадовали дети в день, когда мы учились делать комплименты. Как они находили – за что же похвалить одноклассника! Вместе с "у тебя красивые волосики-глаза-улыбка" мы услышали: "У тебя такой красивый нос!" (адресат сразу начал себе нос ощупывать – проверял, действительно ли крачивый), или же "У тебя такая классная футболка!" – тот даже посмотрел, что же там такого классного!
Но, конечно, не все в НУШ медом помазано – и это видно уже на первой неделе. Главные проблемы сейчас у нас, как и у всех – учебники и материально-техническая база, которую обещают-обещают, да все никак не дадут. Хотя часть обещанного нам раздали – на второй день обучения. Но, как кажется, не в порядке очередности и не по плану (большинство школ района и области в целом все еще ждут доски, мультимедийные центры, коврики, лего, методические материалы и т. д.): просто один авторитетный родитель из нашего класса смог повлиять – и обещанное нашей школе все-таки дали, причем, в нужный срок. Учитель и администрация школы обрадовались новой технике, ну, а дети – коврику: там же можно играть!
Хотя насчет "играть" (это же лозунг НУШ – "учиться, играя") время от врмени все-таки слышится недовольство со стороны родителей. Игра – она-то игрой, но когда же, мол, наука начнется, мы потому что сюда детей привели учиться. Здесь, наверное, работает стереотип – "в школе дети должны учиться". И оно-то так. Но… Объясню, почему, собственно, я по этому поводу не слишком переживаю. Во-первых, мой сын умеет читать, и при необходимости – писать (вот когда его это интересовало, он подписывал рисунки зверей – помню криво-косое "НОСОРОХ", такая вот "грамматика" была в 4 года, а за год теми же печатными буквами выводил на раскраске "Кархародонтнозавр" – опять косо-криво, даже не встало в строку, зато написал все буквы в названии ящера), и в поисковике необходимое слово также при необходимости забьет.
Кроме того, мне хочется, чтобы он шел в школу с радостью (ее не слишком пока много утром, потому что надо вставать, а Любомир еще не привык после лета, проведенного не в детсаду, – и в этом все-таки помогает НУШ со своими утренними кругами: есть возможность проснуться и включить мозги). Чтобы доверял учительнице – как источнику знаний, чтобы понял, что не только мама, наконец, может их давать, и гораздо интереснее получать их не из компьютера, а вживую, а еще – как источнику защиты, радости, любви, наконец. Мы говорим с ним об этом дома, и пока все идет хорошо. Ну, а как оно будет дальше – увидим. И вы вместе с нами.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ВАЖНЕЕ ПОРТФЕЛЯ
— Вот уж неделю, как тихий и спокойный поселок утром по количеству машин напоминает центр столицы, – рассказывает в «дневнике» Марина Ключковская, мама Вики, первоклассницы ОУЗ «Счастливский учебно-воспитательный комплекс».
Школьники в сопровождении родителей, бабушек, братьев, сестер едут учиться.
На пороге школы встречает директор и желает всем хорошего дня. Заводим детей в класс, родители определили, что так будет продолжаться две недели, затем меру своего участия будем уменьшать, будем провожать до класса, потом – до второго этажа, где расположены кабинеты первоклассников, еще позже – до первого и т.д. Слишком много опеки вредит, прежде всего, детям – затмечают нам учительница и директор.
В эти первые дни родители, а некоторые из нас – еще на линейке, поняли, насколько важной является психологическая готовность ребенка к школе. Глаза малышей – на "мокром месте", мысли – только о доме, родителях, им точно не до учебы.
Перед зачислением детей в 1 класс все будущие ученики проходили собеседование со школьным психологом. И не все родители прислушиваются к его советам. Конечно, право каждого выбирать: отдавать ребенка в школу в 6 или 7 лет. Главное здесь – думать о ребенке, а не о том, как быстрее выпустить его во взрослую жизнь. За этим бывает мучительно наблюдать, потому что если есть хотя бы один такой ребенок в кабинете – атмосфера в классе уже совсем другая. Дети смотрят, как кто-то из их одноклассников не может утром оторваться от мамы или отца, плачет, и даже у спокойного ребенка, который готов к школе и с ней все в порядке, начинают закрадываться сомнения.
Первая неделя адаптационного периода подошла к концу. У детей уже сформировалось определенное понимание того, что их ждет в ближайшее время.
На первом уроке за примерное поведение, которое, конечно, у всех было таковым, детки получили значки – яркие, желтенькие со смайликом. И чтобы такой значок носить каждый день, надо хорошо себя вести. Ведешь себя плохо – снимай и верни учительнице – вот такой стимул для хорошего поведения, и некоторое время это точно поработает!
День начинается в классе с утреннего круга, учительница проводит игры – ледоколы. Это помогает настроить детей и создать доброжелательную атмосферу в классе.
Все детки в нашем классе, а их 28, сейчас только привыкают друг к другу, привыкают к новому окружению и требованиям.
"Самое важное в начале первого учебного периода – сплотить, сформировать коллектив класса, научить детей с уважением относиться друг к другу и к учителю", – говорит наша Анна Михайловна. Для этого я обращаю большое внимание на сотрудничество в парах, группах».
На этой неделе у нас уже был первый урок физкультуры. Переодевательного армагеддона не случилось: в день, когда учитель назначает урок физкультуры, дети утром приходят в спортивной форме (это на первый месяц). Всем родителям это решение понравилось.
Расписание первой недели учитель формирует самостоятельно, это 3 урока в день, а какой из них будет первым – математика или "я исследую мир" – выбирает сам. А уже на следующей неделе появятся новые предметы – пение и английский, их будут преподавать другие учителя, тогда уже расписание станет стабильным.
Домашних заданий в привычном для нас виде нет. Если, например, на уроке начали раскрашивать рисунок, и ребенок не успел этого сделать, то должен доделать дома, но это и все.
Сейчас все обучение проходит в игровой форме, дети много двигаются. Каждый день мы с родителями замечаем, как по-разному расположены в классе парты. Поскольку парты индивидуальные, у каждого ребенка своя, они легкие, учительнице несложно их переставлять. Один день они стоят привычно – по две рядом и друг за другом, на следующий день – кругом, или по 5 парт вместе – для работы в группах. Это дает возможность каждый день немного менять привычную картинку класса, что непременно положительно влияет на детей. Даже порой приходишь на работу и самому хочется так сделать, а вдруг работаться будет по-другому?!
Поскольку до начала обучения мы с родителями собрали средства и закупили на всех деток карандаши, краски, ножнички, цветную бумагу, клей и другие канцелярские товары, то детский портфель сейчас совсем легкий, уже через два дня большинство родителей поняли, что перестарались и купили великоватые ранцы, поэтому уже в среду начали переходить на маленькие рюкзачки. Там у нас 4 тетради, еда и пустая бутылочка, поскольку мы также купили в класс кулер с водой. Подумали: детки пьют много, потому что много двигаются, и это очень удобно – и спина у ребенка не перегружена, и вода всегда у всех точно есть.
Сейчас наши дети работают в четырех тетрадях, это:
— "Тетрадь для письма и развития речи (часть 1)";
— "Я исследую мир (часть 1)";
— "Математический тренажер";
— "Мой помощник по математике (часть 1)".
Все они яркие и цветные. На год для каждого ребенка тетради по всем предметам обошлись в среднем по 360 грн.
Как стало понятно со слов учительницы, немного сложнее адаптироваться и труднее работать с детьми, которые приходят совершенно не подготовленными к школе. То есть с теми, кто не посещал никаких занятий и кружков. Одного садика мало. Смочь рассказать даже о своих желаниях и о том, как прошел день, не каждому ребенку под силу. Учительница говорит: кое-кто просто отмалчивается на ее вопрос, и проблема не в том, что не знают что ответить,Э – не знают как начать, боятся аудитории.
Мы ходили на подготовительные занятия, курсы английского и танцы. Некоторые детки из нашего класса посещали и больше занятий. А есть детки, которые только-только доучили буквы – им сложнее.
Получив таких разных детей, учитель должен иметь в запасе на каждый урок разные задачи. Для тех, кому труднее, – задача попроще, для тех, кому проще – что-то интереснее. Одни должны научиться, а другие не потерять интерес, что не менее важно. И так каждый день. Учительница же наша спокойная, говорит – плюс-минус до Нового года дети практически сравняются, но точно будут и те, кто не сможет догнать остальных, и останутся позади.
(Продолжение следует)
Укринформ
По материалам: www.ukrinform.ru