Сегодня исполняется 310 лет со дня Батуринской трагедии.
В этот день, в 1708 году, произошла Батуринска трагедия, или «Резня в Батурине», когда во время карательной операции российские войска под командованием Александра Меншикова захватили гетманскую столицу Батурин и полностью ее разрушили.
Как известно, во время Северной войны гетман Украины Иван Мазепа принял сторону шведского короля Карла ХІІ. Отправившись на соединение со шведами, Мазепа оставил для обороны Батурина около 8 тыс. человек во главе с полковником Дмитрием Чечелем и пушечным есаулом Фридрихом Кенигсеком. Они получили четкий приказ гетмана: московитов в город не пускать. И этому приказу старшины оставались верными до конца.
Узнав о поступке Мазепы, московский царь Петр I приказал главнокомандующему русскими войсками в Украине Александру Меншикову сравнять Батурин с землей. Однако взять штурмом гетманскую столицу войска Меншикова не смогли. Тогда московиты прибегли к угрозам: мол, если не сдадитесь, жестокая царская казнь ляжет на ваши семьи. И эти угрозы не испугали защитников Батурина. Однако, нашелся предатель — сотник Иван Нос указал осадникам на потайные ходы под стенами, которые вели в город.
Через те проходы и ворвались московские войска внутрь города, начали уличные бои и жестокую резню. Солдаты Меншикова не жалели никого: ни детей, ни женщин, ни стариков. Резня продолжалась два дня. Взятых в плен казаков после пыток казнили и пускали их тела на плотах вниз по реке Сейм для устрашения населения. Захваченного в бою организатора обороны Дмитрия Чечеля привезли в Глухов и колесовали перед Петром I. В конце концов, Батурин был ограблен, крепость, церкви и дома сожжены, а 15 тыс. жителей города уничтожены.
К сожалению, гетман со шведским войском пришли на помощь Батурину поздно. Они застали только полное безлюдье, руины и горы трупов. Как свидетельствуют исторические источники, когда Мазепа, 7 ноября 1708 года, увидел последствия московского погрома Батурина, «это зрелище поразило его в самое сердце».
Уничтожение Батурина московскими войсками стало лишь началом кровавых преступлений, совершивших россиянами — очень скоро волна террора захлестнула всю северную Украину.
Вместе с тем, сегодня, по инициативе ООН, отмечается Международный день прекращения безнаказанности за преступления против журналистов. В декабре 2013 года на своей 68-й сессии ГА ООН приняла резолюцию, в которой постановила провозгласить 2 ноября Международным днем прекращения безнаказанности за преступления против журналистов. Дата была выбрана в память о двух французских журналистах, убитых в Мали 2 ноября 2013 года. Эта знаковая резолюция осуждает все акты насилия в отношении журналистов и работников средств массовой информации. Она также настоятельно призывает государства-члены ООН сделать все возможное для предупреждения насилия и привлечения к ответственности виновных в совершении преступлений против журналистов и работников СМИ, а также принять меры для того, чтобы жертвы имели доступ к надлежащим средствам правовой защиты. По данным ООН, за последние 12 лет 1010 журналистов были убиты, освещая события и донося информацию до общества. И, как правило, в девяти из десяти случаев убийцы остаются безнаказанными. Безнаказанность приводит к еще большему числу убийств и обычно становится симптомом обострения конфликта и распада законодательства и правосудия. ЮНЕСКО предупреждает, что безнаказанность правонарушителей наносит ущерб целым обществам, покрывая серьезные нарушения прав человека, коррупцию и преступность. Правительства, гражданское общество, средства массовой информации, а также те, кто заинтересован в отстаивании верховенства закона должны присоединиться к глобальным усилиям по борьбе с безнаказанностью. Как известно, в Украине за годы независимости были убиты более 70 журналистов. В основном общество и по сей день не знает фамилий убийц, не говоря уже об именах заказчиков.
События дня:
Фото: twitter
2 ноября 2003 года в Грузии началась «Революция роз», которая завершилась 23 ноября отставкой Эдуарда Шеварднадзе. Началось все с того, что после объявления 2 ноября 2003 года результатов парламентских выборов, оппозиция — «Объединенное народное движение» Саакашвили и «Демократы Бурджанадзе» (руководители Нино Бурджанадзе и Зураб Жвания) — обвинила правящую верхушку в фальсификации результатов выборов. Согласно официальной версии победу одержали политический блок Шеварднадзе «За новую Грузию» и «Союз за демократическое обновление Грузии» Абашидзе. Сомневались в результатах выборов и подавляющее большинство населения Грузии и международные наблюдатели. В стране начались массовые демонстрации и митинги. 22 ноября группа несогласных, во главе с Михеилом Саакашвили ворвалась в парламент, прервав, таким образом, первую сессию вновь избранного парламента. Президент Шеварнадзе — бывший соратник Горбачева и старый партаппаратчик, который именно тогда выступал перед новоизбранными депутатами, вынужден был покинуть здание парламента. То же сделали и новоиспеченные депутаты. Оппозиционеры и активисты, которые заполнили зал заседаний законодательного органа Грузии, несли с собой розы — в знак мирных намерений. Так появилось красноречивое название «Революция роз», которое облетело весь мир. Революция и действительно была осуществлена мирным путем — ни одного выстрела, ни капли крови, никакого насилия в отношении какого-либо не было совершено. Стоит заметить, что фальсификация выборов стала последней каплей в терпении грузин — в ту пору страна страдала от экономической нестабильности и впечатляющей коррупции — понять, где государственный аппарат, а где воры в законе было невозможно. 23 ноября Эдуард Шеварднадзе подал в отставку, исполняющей обязанности президента страны стала Нино Бурджанадзе. 24 ноября Верховный суд Грузии аннулировал результаты парламентских выборов. На президентских выборах в январе 2004 года с результатом 97% победил Саакашвили. Он был переизбран на новый срок в 2008, однако в 2012 году партия Саакашвили проиграла парламентские выборы, и он, не дожидаясь окончания президентского срока, покинул страну. Вместе с тем, Эдуард Шеварднадзе вернулся из России в Грузию и до своей смерти в 2014 году проживал в Тбилиси.
Юбилеи дня:
140 лет со дня рождения Антона Ивановича Манастырского (1878-1969), украинского живописца и графика. Жизнь и творчество этого художника посвящены Львову и Галичине. Профессиональное образование получил во Львовской школе художественного промысла и Краковской академии искусств. Дебютировал молодой художник во Львове на выставке 1900 года. По своему дарованию Монастырский, прежде всего, пейзажист, хотя достаточно активно выступал и в других жанрах. К лучшим работам художника принадлежит живописный цикл «Родная крыша» (над ним он работал почти три десятилетия), серия этюдов, объединенных под общим названием «Старая народная архитектура» (над ней художник работал в течение десяти лет), картины «Запорожец», «Пономарь», «Горный поток», «Долина реки Прут». Много работал Антон Манастырский и в области живописной графики. Его любимым жанром была детская иллюстрация. Художнику принадлежит обложка и 53 иллюстрации к Библии, изданной во Львове в 1926 году.
137 лет со дня рождения Остапа Грицая (1881-1954), украинского литературоведа, критика, переводчика, писателя. До 1914 года преподавал во Львовской гимназии, в 1914-1945 жил в Вене, затем — в Германии (Западной). Автор социально-психологической поэмы «Побег Алексея Перхуна», циклов новелл философского и религиозного содержания «Лицо Сфинкса», «Путем Мессии» и др. Выступал со статьями о творчестве Василия Стефаника, Ольги Кобылянской, Михаила Коцюбинского. Написал предисловия к украинским переводам Мопассана, Стендаля, Флобера, Бальзака, Диккенса. Автор стихотворения на немецком языке «Гений Украины» (о Тарасе Шевченко). Перевел на немецкий язык «Слово о полку Игореве», отрывки из «Энеиды» Котляревского, произведения Шевченко и Франко.
Фото: twitter
В этот день родился Лукино Висконти (1906-1976), итальянский режиссер и сценарист, кинематографист, который с одинаково удивительным мастерством мог снять фильм о рабочих, и о жизни высших слоев европейского общества; мастер по-настоящему «большого» стиля, один из самых ярких представителей «золотого века» итальянского кино наряду с Антониони, Росселини, Пазолини, Феллини, Бертолуччи. Автор фильмов: «Земля дрожит», «Рокко и его братья» (1960, специальный приз МКФ в Венеции), «Самая красивая» (одна из лучших и единственная трагикомическая роль великой Анны Маньяни), «Леопард» (1963, главный приз МКФ в Каннах), «Туманные звезды Большой Медведицы» (1965, главный приз МКФ в Венеции) «Гибель богов», «Смерть в Венеции» (1971, юбилейный приз МКФ в Каннах), «Людвиг», «Семейный портрет в интерьере», «Невинный». Занимался также и театральными (в том числе оперными) постановками. Происходил из знатного аристократического рода. Несмотря на титул и аристократическое происхождение (принадлежал к одной из древнейших и самых известных аристократических семей Италии), был фрейдомарксистом, принадлежал к коммунистической партии Италии, и, кроме всего, прочего был еще и гомосексуалистом. Сначала Висконти не слишком интересовался кинематографом. Его страстью был театр, но в конце 30-х он едет в Париж и становится ассистентом Жана Ренуара. Во время Второй мировой войны Висконти активно помогал итальянскому движению Сопротивления. Свой первый фильм («Одержимость») снял на собственные средства и на средства итальянской компартии. Следующий фильм — эпический рассказ о жизни сицилийских рыбаков «Земля дрожит» (1948), снятый на Сицилии и в котором задействованы непрофессиональные актеры — произвел фурор и получил приз Венецианского кинофестиваля. Режиссера признали гуру неореализма. В 50-60-е годы Висконти ставил много оперных постановок, в том числе, среди прочих, была знаменитая «Травиата» на сцене «Ла Скала» с Марией Каллас в главной роли (1954). Именно с этого спектакля началась всемирная слава Каллас. Впоследствии певица вспоминала: «Лукино Висконти означает в моей жизни очень важный этап. Никогда не забуду третьего действия «Травиаты», поставленной им. Я выходила на сцену подобно рождественской елке, одетая как героиня Марселя Пруста. Без слащавости, без низменной сентиментальности. Когда Альфред бросал мне в лицо деньги, я не пригибалась, не убегала: оставаясь на сцене с распростертыми руками, как бы говоря публике: «Перед вами бесстыдница». Именно Висконти научил меня играть на сцене, и я храню к нему глубокую любовь и благодарность…» На рояле певицы было только две фотографии — Лукино Висконти и сопрано Элизабет Шварцкопф. В последние годы Висконти пережил «второе рождение» в кино — свидетельство тому — «немецкая» трилогия: «Гибель богов» (чрезвычайно показательный и тонкий фильм о зарождении нацизма), «Смерть в Венеции» и «Людвиг» — непревзойденное никем воспроизведение огромного пласта эпохи конца XIX-го, первой половины ХХ века. Ему — итальянскому аристократу, стопроцентному европейцу, эстету, знатоку театра, музыки, изобразительного искусства — было что сказать.
По материалам: ukrinform.ru