Сегодня день памяти Ивана Миколайчука, украинского актера, кинорежиссера, сценариста, знаковой фигуры украинского кинематографа ХХ века.
В этот день, в 1987 году, скончался один из самых известных украинских актеров Иван Миколайчук (1941-1987). «Я не знаю более национального народного гения… До него это был Довженко», — так сказал об Иване Миколайчуке Сергей Параджанов — человек безупречного вкуса и чутья на настоящее и на фальшивое. Но случилось так, что Иван Миколайчук, всенародно любимый актер — знакомые и незнакомые называли его просто Иваном, и никогда Иваном Васильевичем, при жизни так и не получил от власти звание «народного». Был только «заслуженным». Несмотря на человеческую любовь, партийные чины не слишком жаловали Миколайчука — одним своим видом на экране он будил в усыпленной украинской душе какие-то древние воспоминания о достоинстве, свободе и независимости. Чиновникам от культуры было все не так у этого актера — «то глаза злые, то лицо « не совецкое». На протяжении 10 лет ему не давали никакой возможности ни самому кино снимать, ни как актеру играть. Клеймо врага советской власти ему прицепили после выхода фильма «Аннушка», где он сыграл парня с УПА. Масла в огонь подлило случившееся в Яремче: как-то, в перерывах между съемками Миколайчук пошел в ресторан пообедать. Времени было мало, и он решил не переодеваться. Так и пошел туда — в форме воина УПА. Это было знаменательная сцена: все, кто там был, чуть ли не лишились чувств, в том числе несколько сотрудников КГБ, которые находились при исполнении служебных обязанностей — притворившись мирными гуцульскими дядьками за ресторанным столиком, которые исправно высматривали и выслушивали, не несет временами кто какой крамолы на советскую власть… А здесь, как из-под земли, появился молодой воин УПА. Они чуть ли не взбесились от ярости. Пожалуй, это было последней каплей: «Как вы смеете… Кто вам дал право…» и т.д и т.п. При Сталине Миколайчука бы непременно посадили. Впоследствии, что бы ни делал Миколайчук, к нему цепляли ярлык «националиста». К примеру, в фильме Юрия Ильенко «Белая птица с черной отметиной» Иван Миколайчук должен был сначала играть роль Ореста Звонаря (Ореста, в конце концов, сыграл Ступка) — сильного и свободолюбивого человека. И по указанию ЦК КПУ Миколайчуку не дали этой роли. Лента, которая получила немало наград и была закуплена 57 странами мира, на родине была снята с проката за «националистический душок». Ему даже Шевченковскую премию дали в 1988 году — посмертно. Иван Миколайчук родился в селе Черторие Черновицкой области. Был четвертым ребенком в многодетной крестьянской семье. Окончил в 1965 году Киевский институт театрального искусства, с тех пор работал на Киевской киностудии им. А. Довженко. Сыграл в фильмах: «Тени забытых предков» (Иван), «Сон» (Тарас Шевченко), «Бурьян» (Давид Веревка), «Белая птица с черной отметиной» (Петр; соавтор сценария), «Пропавшая грамота» (Василий; эту роль актер считал одной из лучших, но фильм тоже был снят с проката). Как режиссер поставил фильмы «Вавилон-ХХ» (по роману «Лебединая стая» Земляка, соавтор сценария, автор музыкального оформления, роль Фабиана), «Такая поздняя, такая теплая осень» (в соавторстве с Виталием Коротичем). Иван Миколайчук ушел из жизни 47-летним, оставив нереализованными множество творческих замыслов… В 2016 году улица в Киеве, на которой жил актер, названа его именем.
Юбилеи дня:
186 лет со дня рождения Емельяна Огоновского (1833-1894), украинского литературоведа, педагога, общественного деятеля. Родился на Ополье (ныне Ивано-Франковская область). В 1857 году окончил Львовскую духовную семинарию. Учился на философском факультете Львовского университета, одновременно преподавал украинский язык в академической гимназии. С 1870 — профессор Львовского университета. Огоновский был активным членом «Русского общества педагогического», «Родной школы», одним из основателей «Просвещения», возглавлял филологическое секцию Научного общества им. Т. Шевченко. Делом жизни ученого стали исследования на тему украинской лингвистики и литературоведения. Он автор многочисленных трудов об истории говора украинского языка, часть из которых, написаны польским и немецким языками, послужила европейским языковедам. Труды литературоведа были особенно актуальны, учитывая острую борьбу против москвофильства и попытки введения «язычия». В 1876 году во Львове вышел один из первых переводов «Слова о полку Игореве» на украинском языке с примечаниями Огоновского. Перу ученого принадлежат также пособия и популярные книги по грамматике украинского языка. Он организовал полное двухтомное издание «Кобзаря» Тараса Шевченко, которое Иван Франко считал лучшим из изданных в Галиции.
Годовщина смерти:
15 лет со дня смерти Анри Картье-Брессона (1908-2004), французского фотографа, одного из основателей (1947) агентства «Магнум Фото», лучшего фотографа ХХ века. Картье-Брессон снимал гражданскую войну в Испании, освобождение Франции, послевоенную Германию, строительство Берлинской стены, Китай в первые дни установления коммунистического режима, Индию после обретения независимости, он был первым западным фотографом, допущенным в СССР после смерти Сталина. Среди его работ — фотопортреты Махатмы Ганди за час до смерти и последнего евнуха китайского императорского двора; Эзры Паунда, Анри Матисса, Эдит Пиаф, Сартра, Игоря Стравинского, Мартина Лютера Кинга, Коко Шанель, Трумэна Капоте, Альбера Камю, Ричарда Никсона и Мэрилин Монро. С одной стороны — отборные события и знаменитости века, а с другой — сотни и сотни безвестных людей: проституток в Мехико, детей на улице Севильи, курсантов в Москве, бездомных в Париже; улицы Токио, Бухареста, Парижа, Праги, Мадрида, Лондона, Гаваны. И практически все эти фотографии — шедевры, потому фотография у Картье-Брессона — вечность, сохраненная в мгновении, а не мгновение, замершее в вечности. В начале 70-х годов он перестал заниматься фотографией и последующие 30 лет жизни (умер в 2004) не брал в руки камеру. «Я перестал фотографировать. Я теперь только рисую. Несколько лет назад один мой приятель заметил: «Ты все сказал, что должен был сказать, теперь пора остановиться». Я думал об этом и понял, что он все-таки прав… Вот так я остановился… Хотя, никто, наверное, и не поверит мне, если я скажу, что я больше не хочу фотографировать, что я не хочу быть фотографом. Фотография — это – пафф! — как выстрел и как азартная игра… Рисунок это совершенно другое, и даже небольшие размышления во время рисования приносят большие изменения. Люди же не имеют никакого представления о живописи… Сегодня все имеют камеру, и каждый думает, что он фотограф. Иллюстрированные журналы переполнены их работами. Я никогда не смотрю иллюстрированные журналы. Вы должны смотреть вокруг себя, на окружающий мир, а не на разрисованные картинки, это единственное, что важно…»
День памяти Сергея Кузминського (Кузя; 1962-2009), украинского музыканта, лидера легендарной группы «Братья Гадюкины», которая в начале 1990-х была одним из символов украинской рок-музыки. Лауреат фестивалей: «Червона Рута», «Сырок», «Таврийские Игры». Группа «Братья Гадюкины» известна своими песнями: «Ми – хлопці з Бандерштату», «Чуваки, всьо чотко», «Файне місто Тернопіль», «Дівчина з Коломиї», «Жовті стрічки» и др. Умер Сергей Кузьминский на 46 году жизни после неизлечимой болезни. Похоронен на Лычаковском кладбище во Львове.
По материалам: ukrinform.ru