Заробитчане пока приносят миллиарды долларов в Украину и стимулируют рост зарплат в ней. За это заплатим крахом пенсионной системы и торможением экономики
Государственная служба статистики фиксирует снижение уровня безработицы. По методологии МОТ уровень сократился с 8,9% до 8,5% рабочей силы (в возрасте 15-70 лет). Сокращение уровня безработицы в первом полугодии 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018-го наблюдается во всех регионах, сообщает Госслужба занятости. Число зарегистрированных безработных по итогам октября-2019 снизилось до 259,3 тыс. человек, хотя по состоянию на январь их было более 364 тыс. "На рынке труда Украины наблюдаются положительные тенденции роста занятости и сокращения безработицы", — сообщают статистики. Но есть другая статистика — от Евростата. В 2018 году страны ЕС выдали гражданам других стран 3,2 миллиона первых видов на жительство. Большинство из них — родом из Украины и Китая…
Посчитай украинцев: сколько заробитчан и откуда миллиарды переводов
Олег Пендзин
Если точнее, в прошлом году вид на жительство в ЕС получили 527 тысяч украинцев. Из них 78% переехали в Польшу и 65% делали запрос с целью трудоустройства. Именно с этим явлением связывают некоторые эксперты "положительные тенденции" украинской безработицы. "Это объясняется исключительно усилением трудовой миграции, — уверен Олег Пендзин, исполнительный директор экономического дискуссионного клуба. — 9 млн украинцев (по данным экс-министра соцполитики Андрея Ревы) находятся за рубежом на сезонных временных работах, еще около двух (Госслужба статистики) — постоянно. Это те люди, которых не регистрировали центры занятости". Статистика не всесильна. "Назвать точную цифру украинцев, работающих в Польше, очень сложно. Ведь в течение года многие из наших соотечественников ездят туда на работу по два раза", — объясняет сложности процесса Василий Воскобойник, президент Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству. И это не считая нелегалов. О масштабах миграции можем судить только по объему валютных переводов: 11,6 миллиардов долларов в 2018 году и ожидаемые Нацбанком 12,2 в текущем.
Посчитать наших пытаются сами поляки. 900 тысяч украинских работников — с такими цифрами выступил заместитель директора Департамента экономического анализа Нацбанка Польши Яцек Котловский.
Jacek Kotłowski
Еще раньше украинское консульство в Польше констатировало, что за последние 5 лет украинцев в этой стране стало больше в 5 раз. Ничего удивительного — обращение работников здесь явление постоянное и 900 тысячами не ограничивается, считает Василий Воскобойник. "По социологическим исследованиям, 50% украинцев работают в Польше до трех месяцев, еще 25% — до полугода. Большинство трудовых мигрантов, поработав три месяца в Польше, едут домой и в потом возвращаются на заработки снова, — описывает ситуацию Воскобойник. — Кроме того, существует большой рынок нелегального трудоустройства, который может достигать 40% общего числа украинских мигрантов". Таким образом, за год в Польше успевают поработать примерно 1,5 миллиона украинцев, считает эксперт.
Миллион рабочих мест на 9 млн гастарбайтеров
Существенных всплесков в миграционных явлениях демографы не замечают. "Волна пошла в 2014-2016 годах, затем ситуация понемногу стабилизировалась, — говорит Алексей Позняк, заведующий отделом миграционных исследований Института демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи. — Адекватной информации мало, но не вижу оснований для разговоров об усилении миграции". Но меняется сама структура миграционных процессов.
Алексей Позняк
Факторов, которые могли бы повлиять на улучшение ситуации с трудовой миграцией, несколько, говорит Игар Тышкевич, эксперт программы "Международная и внутренняя политика" Украинского института будущего (UIF). Например, снижение спроса на рабочие руки в Польше, Румынии, Чехии, Венгрии. "Но там спрос на работников с Украины только растет и увеличиваются квоты на выдачу разрешений на работу, — говорит он. — А в следующем году для нас откроет свой рынок Германия".
Важный фактор — создание новых рабочих мест в Украине. "На языке статистики, чтобы уровень безработицы снизился хотя бы на процент, должны появиться десятки тысяч новых рабочих мест в год, — говорит Тышкевич. — Но где тысячи новых предприятий в Украине?". В программе действий правительства, утвержденной недавно премьером в ВР, говорится о миллионе рабочих мест, напоминает Олег Пендзин. "Миллион при 9 миллионах трудовых мигрантов. И ни слова о развитии промышленности, — комментирует экономист. — Откуда возьмутся те рабочие места, я не знаю".
Стратегия спасения или мыльный пузырь
Заробитчане — устаревший термин, уверен Игар Тышкевич. Работника-нелегала, что скитавшегося по заграницам в ужасных условиях образца 2010 года сменил украинский работник. "Человек с официальным контрактом, высоким уровнем зарплаты, которую работодатель хочет оставить в своей стране и создает дополнительные условия для перевозки его семьи, — объясняет эксперт. — А политику стимулирования переезда семей проводят и Польша, и Чехия, и Литва". Нацбанк Украины уже признал, что трудовая миграция стала одной из причин роста зарплат в Украине. Ничего удивительного: еще два года назад "Интерпайп" был вынужден существенно увеличить зарплаты рабочим, когда их активно переманивала польская компания-конкурент, приводит яркий пример Тышкевич. Началась борьба за украинского работника.
Игар Тышкевич
И на первый взгляд — сплошные плюсы. Украина получает 11-12 млрд долларовых переводов ежегодно, что улучшает ее валютный баланс. Украинцы — получают лучшие доходы и за рубежом, и у себя дома. Но впечатление ошибочно. "Рост зарплат без роста производительности труда означает снижение доходов бизнеса и торможения его развития, — объясняет Игар Тышкевич. — Условно говоря, рабочий за час выработал не больше долларов, чем обычно, а получил их больше в качестве зарплаты".
Недолго осталось радоваться и миллиардным переводам. Политика привлечения семей вызвана тем, что поляки, венгры поняли, что работник значительную часть средств выводит из страны, и надо сделать так, чтобы получатели этих переводов жили в ней, говорит Тышкевич. Когда объем переводов снизится, это почувствует экономика. "Сегодня дефицит торговли товарами и услугами в Украине (около 11 млрд долларов) покрывается средствами мигрантов. Пока зарплаты в Украине растут, снижения объема переводов не заметим, а дальше это станет ощутимо", — объясняет эксперт. Потом пострадают пенсионеры. К началу 2019 года в стране было 13,4 миллиона плательщиков ЕСВ, пенсионеров — 11,9. "Очень скоро число плательщиков ЕСВ будет равно количеству получателей пенсии или станет меньше него, — прогнозирует Тышкевич. — Чтобы сегодня получить 3 тысячи гривень пенсии, кто-то должен заплатить около 4тысяч ЕСВ (4000, потому что есть еще администрирование ПФ)". Поэтому плюсы трудовой миграции — просто мыльный пузырь, который скоро лопнет, уверен он.
Должна быть правительственная программа, или хотя бы осознание руководством страны, что нужны срочные решения в этой сфере, а его нет, считает Олег Пендзин. "Возможно, не такая, как польская Стратегия сохранения человеческого капитала (удерживать украинцев доступным жильем слишком дорого для бюджета), — говорит Алексей Позняк. — Но надо делать хотя бы маленькие шаги. Поддерживать, фиксировать связи с теми, кто уехал: это повышает вероятность возвращения". Для этого поощрять предпринимательскую деятельность. Бизнес — весомый рычаг для возвращения в Украину или невыезда из нее людей, имеющих миграционные намерения, отмечает Позняк. "Еще можно развивать совместные проекты со странами, где осели наши интеллектуальные мигранты", — рассуждает демограф. С трудовой миграцией ничего не поделаешь — человек всегда будет искать лучших условий, говорит Тышкевич. Но это не мешает вести государственную политику, которая сделает выгодными переводы в Украину. "Думать, чем будем компенсировать выход на пенсию 3,6 миллиона украинцев в ближайшие годы. И как стимулировать рождаемость", — объясняет он. Трудоспособные люди — это мужчины и женщины фертильного возраста. Если они уедут отсюда семьями, Украина потеряет и будущих налогоплательщиков, и мужчин призывного возраста. "А это уже вопрос обороноспособности страны. В случае массовой агрессии РФ на кого смогут рассчитывать ВСУ?» — задает риторический вопрос Тышкевич.
Нас заждались
ООН прогнозирует снижение населения в Украине до 35 млн человек в 2050 году. Маленькая Словения — и та декларирует намерение пригласить больше рабочих из Украины в рамках новой стратегии привлечения рабочей силы из стран, географически и культурно близких словенцам. Постепенно происходит переориентация украинских мигрантов с одних стран на другие, говорит Василий Воскобойник.
Василий Воскобойник
"Идет активный отток трудовых мигрантов из России, где стагнирует экономика и работать стало невыгодно, — говорит он. — В Польшу ехали, потому что там были созданы условия для быстрого получения работы. Но с весны 2020 года Германия откроет свой рынок труда для граждан стран за пределами ЕС, и многие украинцы будут пытаться попасть туда". Социологические данные, по словам эксперта, уже говорят, что 37% наших граждан хотят работать именно в Германии. В этой стране при условии получения официальной работы украинец будет иметь те же права, что и местные жители, а также помощь на детей получать (если дети будут жить в Германии). "На украинцев претендуют многие европейские страны из-за проблем с низкой рождаемостью и старением нации, — говорит Воскобойник. — Украинцы хорошо работают, быстро социализируются в европейских странах и географически близко к ним находятся". Большой Германии могут потребоваться 1,5 миллионов рабочих, а маленькой Литве всего 100 тысяч. "Но их объединяет интерес привлечь украинцев не только на работу, но и на постоянное жительство", — резюмирует эксперт.
Татьяна Негода, Киев
По материалам: ukrinform.ru