Девять учеников на одного педагога? Это не учителей много, это школы не оптимизированы

Общество

Девять учеников на одного педагога? Это не учителей много, это школы не оптимизированы

Учитывая недовольство со стороны педагогов, министр объяснила свои слова о слишком большом количестве учителей. Но педагогов и так становится меньше…

Недавно министр образования Анна Новосад в одном из интервью заметила, что в Украине слишком много вузов, и в министерстве работают над вариантами, как сделать их меньше. О том, как относятся к этой инициативе сами преподаватели вузов, Укринформ писал ранее. Если в двух словах — то преподаватели не отрицают того, что вузов у нас много, и поддерживают идею министра, если это позволит повысить зарплаты. Но похоже, в Минобразования на этом решили не останавливаться и всерьез взялись за «очищение» образования. Анна Новосад сделала еще одно громкое заявление — на этот раз о слишком большом количество учителей для того количества учеников, которое есть на сегодня, о чем сообщали СМИ со ссылкой на эфир "Завтрака с 1+1". «У нас действительно есть проблема, что количество учителей больше, чем требуется для того контингента учащихся, который есть сейчас. Бесспорно, это очень непопулярно, но тем учителям, которые работают в школах в селе и учеников которых будут возить в опорные школы, им нужно будет повышать квалификацию и переквалифицироваться», — сказала Новосад. Укринформ, конечно, не мог оставить без внимания такие слова министра образования и решил разобраться в этой теме подробнее.

Оптимизировать сельские школы: именно там число детей несоизмеримо

Разумеется, учительское сообщество встретила слова Анны Новосад неоднозначно, о чем свидетельствуют комментарии учителей под новостью образовательного ресурса "Освита.ua". Педагоги наоборот считают, что у них слишком большая нагрузка для их зарплат.

Девять учеников на одного педагога? Это не учителей много, это школы не оптимизированы

Похоже, в министерстве приняли во внимание бурную реакцию сообщества, и 25 ноября глава образовательного ведомства уточнила, что ее слова были неправильно поняты и вырваны из контекста.

"Мой тезис был в том, что у нас есть определенная диспропорция между городскими школами, а также школами, которые находятся в селах, поселках, в маленьких городках. В городах нам учителей не хватает, а в сельской местности, небольших городках у нас есть определенная непропорциональная ситуация, когда количество детей на учителя значительно меньше, чем в городах. Это нужно исправлять", — рассказала Новосад, о чем сообщили в УНН.

Она также отметила, что учителя неравномерно распределены между городской и сельской местностями, а также между маленькими городками, поэтому у министерства есть большой вопрос к тому, как выглядит сеть школ.

Юрист "Адвокатского бюро Игоря Захарченко" Евгения Захарченко отмечает: "Чтобы право детей, проживающих в сельской местности, на образование не нарушалось, села должны продолжать объединение в ОТГ, создавать опорные школы, где по каждому предмету будет свой учитель, а школы в других селах, входящих в ОТГ, должны быть закрыты, учителя — переведены в опорные школы. Те же, которым не хватит места, должны быть сокращены".

Собственно, процесс оптимизации школ начался еще в 2016 году и был закреплен в законе "Об образовании", принятом в 2017 году. Согласно закону, сельские школы, где в классах учится менее 5 лиц, должны закрыться. А за средства местного бюджета должен быть организован бесплатный подвоз до ближайшей опорной школы и обратно. Ученики же 1-4 классов начальной школы должны учиться индивидуально в разновозрастных группах или в любой другой форме. Это позволит более эффективно распределять средства. По расчетам Министерства финансов, по состоянию на 2017-18 учебный год, содержание около пяти тысяч малокомплектных классов приводит к неэффективному использованию средств в объеме 2 миллиардов гривень.

Читайте также:  Смертельный коронавирус: в "Борисполе" самолеты из Китая встретят санитары Минздрава

Девять учеников на одного педагога? Это не учителей много, это школы не оптимизированы
Людмила Мозговая

Аналитик Ассоциации городов Украины, кандидат педагогических наук Людмила Мозговая подтверждает, что показателем эффективности сети учебных заведений в Украине как раз и является расчетная наполняемость классов (РНК), утвержденная по формуле распределения образовательной субвенции из государственного бюджета между местными бюджетами (постановление Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2017 № 1088). "Случается, что фактическая наполняемость классов выше, чем РНК. В таком случае учредители учебных заведений имеют достаточный ресурс для выплаты заработной платы учителям школ. В противном случае — существенно ощущается дефицит средств, а потому органы местного самоуправления или оптимизируют сеть, или доплачивают заработную плату учителям из средств громады. Говорить об оптимальном соотношении числа учеников на учителя в Украине мы сможем только тогда, когда сеть заведений будет приведена в соответствие с вышеуказанной формулой и когда формула будет учитывать все предусмотренные законодательством нормативы выплат. При этом нужно помнить, что созданию оптимальной сети должно предшествовать образование состоятельных громад", — говорит госпожа Мозговая.

С 2000-х годов оптимизация происходит сама собой…

Но все же хочется "минутку статистики", для того, чтобы понимать — сколько учителей в Украине на данный момент? Согласно информации Госстата, по состоянию на 2018-2019 учебный год в школах работали 441 тысяча учителей. В среднем на одного учителя приходится девять учеников. Идем дальше. По тем же данным Госстата, количество учителей в Украине и так снижается постепенно — причем естественным путем. Если по состоянию на 1999 год работало 576 тысяч учителей, то уже в 2009-м — 522 тысячи. Больше всего учителей работало в 1995-97 годах — почти 600 тысяч. Но именно тогда было самым большим за все время и число учащихся в школах и, соответственно, школ. Согласно исследованию аналитического центра CEDOS за 2013-2014 год, к началу 2000-х годов ситуация изменилась: детей стало меньше и школы стали закрывать быстрее, чем открывать новые.

«В 1990-1991 учебном году в школе училось в среднем 327 учеников. По состоянию на 2013-2014 учебный год, их было уже 213. Аналогично сократилась среднее количество учеников на учителя — с 13.28 до 8.27, падение более чем на треть. Средний размер класса в 2013-2014 у.г. составил 18.8 учеников. Это более низкий показатель, чем в большинстве стран, входящих ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, объединяющая 35 наиболее экономически развитых стран мира — в основном это государства Европейского Союза, США, Австралия, Швейцария, Норвегия, Южная Корея, Япония и другие. — Авт.). По числу учеников на учителя Украина имеет один из самых низких показателей в мире, наряду с другими постсоциалистическими странами», — говорится в исследовании CEDOS.

Читайте также:  Subaru Forester — где купить в Украине

Девять учеников на одного педагога? Это не учителей много, это школы не оптимизированы
Владимир Бахрушин

Правда Владимир Бахрушин, главный эксперт по вопросам образования Реанимационного пакета реформ в комментарии Укринформу отмечает, что среднее соотношение количества учеников и учителей — лишь один из показателей системы образования. Поэтому невозможно говорить об оптимальном количестве учеников на одного учителя без учета других показателей. "Среди развитых стран есть такие, где это соотношение больше, чем в Украине, и такие, где оно меньше. Также следует учитывать, что это соотношение существенно зависит от типа местности — в сельских районах оно значительно меньше, чем в городах", — говорит эксперт.

Главная причиной снижения числа учителей — снижение числа учеников. "Сегодня оно менее 60% по сравнению с 1999 годом, когда на одного учителя приходилось почти 12 учеников, а сегодня — лишь чуть более девяти.

"Общее по стране соотношение количества учеников и учителей само по себе не проблема. Проблема — большое количество малых школ, где финансирование в расчете на ученика в разы больше, чем среднее по стране. При этом качество образования в таких них часто крайне низкое. В то же время в крупных городах есть проблемы переполненных классов и нехватки учителей", — заключает Владимир Бахрушин.

Девять учеников на одного педагога? Это не учителей много, это школы не оптимизированы
Мария Макодзеба

Впрочем, Мария Макодзеба, замдиректора лицея «Лидер», отмечает, что результаты ВНО и показатели того, что в сельской местности один учитель преподает 3-5 предметов — точно не результат чрезмерного числа учителей. "В столице в каждой школе минимум одна свободная ставка воспитателя группы продленного дня, потому что за 3500 грн не выживешь. То есть, как минимум не хватает полтысячи учителей в Киеве. Ежегодно по меньшей мере один учитель нашего учебного заведения меняет профессию, преимущественно по финансовым причинам. Ведь продавец без образования может получить больше учителя, при меньшей ответственности".

Девять учеников на одного педагога? Это не учителей много, это школы не оптимизированы
Дмитрий Корчевский

Дмитрий Корчевский, доктор педагогических наук, основатель общеобразовательной школы будущего IT STEP SCHOOL говорит, что естественная тенденция сокращения числа учителей объясняется прежде всего финансовой стороной — все меньше молодежи из-за низкой престижности профессии становятся учителями. Эксперт также отмечает, что роль учителей изменилась — теперь они должны не только передавать знания, но и учить учиться на протяжении всей жизни. Причем современный учитель должен учить детей, как жить в мире IT. Будем откровенны, в сельских школах с этим большие проблемы. Но господин Корчевский справедливо замечает, что для этого нужна государственная целенаправленная программа от Минобразования.

Юлия Горбань. Киев

По материалам: ukrinform.ru

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий