В Музее Небесной Сотни в Ивано-Франковске можно увидеть то, что в учебниках не написано
Музей Небесной Сотни в Ивано-Франковске открыли 11 сентября 2015 года. Почти через год после того, как закончились события на Майдане. Ни одну вещь здесь до сих пор не называют артефактом или экспонатом. Только памятью о Героях, которые погибли во время Революции Достоинства. И таких «вещей памяти» здесь больше 800.
Среди них – личные вещи майдановцев, их портреты, а еще – художественные полотна и инсталляции, которые визуально возвращают людей в те события. Их автор – ивано-Франковский художник Роман Бончук, которому и принадлежит идея создания этого Музея Небесной Сотни.
Роман Бончук с мамой героя Небесной сотни Романа Гурика Ириной
ВДОХНОВЕНИЕ И СИЛЫ НЕБЕСНЫЕ
«Все картины, которые я увидел на Майдане, до сих пор не отпускают меня, держат… Память художника фиксирует эмоции, а их тогда было много. Это и переживания, и бессонные ночи, и переосмысление – что будет дальше, что нас ждет… Я часто приезжал на автомобиле на Майдан, делал там зарисовки, общался с людьми, возил им помощь. Это было постоянное движение и понимание того, что то, что здесь творится и происходит, должно стать отражением в творчестве и это – мой долг. Помню, тогда я часто заезжал в гости и общался с Любомиром Гузаром. Это были разговоры об Украине, о Майдане, о человечестве. Возможно, то одухотворение, которое я получал от Блаженнейшего, вызвало во мне просто «взрыв» майдановских работ. Тогда я создал более тысячи полотен», – вспоминает Роман Бончук.
Он признается, что тогда писал все: как начинался Майдан, как разворачивались события, портреты отдельных людей, погибших Героев. Некоторые полотна оставлял у себя, другие просто дарил людям.
«Я был окрылен этой задачей. Чувствовал себя маленьким механизмом в огромном водовороте событий, которые нужно сохранить… Когда Икону Героев Небесной Сотни люди массово обсуждали во всех городах, я на заброшенных заводах начинал проект диорамы Майдана. Меня не покидало вдохновение и тогда казалось, что этим процессом руководили Силы Небесные», – вспоминает художник.
Сколько времени он писал диораму Майдана, Роман Бончук не помнит. Говорит, тогда эта работа стала его жизнью и все, к чему он стремился, – это работать непрерывно. Единственная проблема, которая возникла тогда: как натянуть холст длиной 27 метров полукругом. Решить техническую задачу помогли инженеры, а когда картин накопилось достаточно, художник обратился за помощью к тогдашнему народному депутату Александру Шевченко. Рассказал об идее создания Музея. Нардеп не отказал, предложив для этого помещение площадью почти 500 квадратных метров. Так начались масштабные работы, чтобы воплотить концепцию Музея Небесной Сотни и адаптировать здание под эмоциональные экспозиции.
Сегодня Икона Героев Небесной Сотни и диорама Майдана – в главной части Музея. На диораме – 92 дня Революции Достоинства. Возле нее – инсталляция, которую помогли создать неравнодушные.
«Двери Музея были все время открыты. Люди приносили сюда вещи майдановцев, свои стихи, воспоминания… Каждая брусчаточка здесь получила текстовое сопровождение. Началось движение, уже невозможно было ни контролировать, ни предвидеть. Музей словно самостоятельно начал жить – и эта жизнь здесь не прекращается до сих пор», – утверждает Роман Бончук.
ЩИТЫ АНГЕЛОВ И КОНФЕТЫ РОМАНА
«Все, о чем я рассказываю на экскурсиях в нашем Музее, построено на рассказах людей, которые были на Майдане», – уверяет администратор Музея Небесной Сотни, экскурсовод Светлана Картуш.
Светлана Картуш
Она вспоминает, последнюю такую историю в Музее рассказал незнакомец совсем недавно. Своего имени он не назвал, но экскурсовод узнала в пожилом мужчине героя документального фильма о Майдане, снятого неформальным кинообъединением «Вавилон'13». Мужчина долго стоял возле диорамы Майдана, всматривался в портреты Героев Небесной Сотни, а потом рассказал свою историю.
«Наши ребята стояли на Майдане без какой-либо защиты. Для противодействия силовикам, у которых было оружие, мы использовали брусчатку, камни, коктейли Молотова. Ребята подбегают на определенное расстояние, чтобы бросить это в сторону силовиков, которые наступают и возвращаются к своим. Вдруг между обеими шеренгами словно вырастает худенькая юная девушка. На вид – 17 лет. Она видит, что человек, бросив камень, возвращается, а ему в спину уже целятся из оружия. Тогда эта хрупкая девочка подбегает к майдановцу и, прикрывая ему спину, вместе с ним возвращается на безопасную позицию… И так каждый раз, с каждым, не думая о том, что ее спина – под прицелом и ничем не защищена. Когда присмотрелись, чем же она оберегает ребят от пуль, увидели, что это были обычные пластиковые двери. Вот такие там были щиты и ангелы-хранители», – рассказывает Светлана Картуш историю очевидца и добавляет – таких рассказов в Музее она услышала очень много. А еще здесь часто плачут и оставляют сокровенное.
«Не придешь ты, Игорек, уже больше ко мне. Не спросишь: «Как ты, мама, живешь? Не болит ли что-то у тебя?…», – зачитывает администратор Музея стихотворение мамы Игоря Дмитрива из Калушского района. Возле личных вещей Героя она оставила в Музее тетрадь своих разговоров с сыном, в смерть которого долго не могла поверить.
Рядом – вещи и портрет Романа Гурика, 19-летнего студента из Ивано-Франковска. Среди них – рюкзак Романа, с которым он ездил на Майдан.
«Мама Романа рассказывала, что когда открыли этот рюкзачок, нашли в нем много оберток от конфет. Рома очень любил сладости. И даже в огне Майдана он оставался ребенком… Его сестренка Йорданка, когда ее угощают конфетами, до сих пор оставляет несколько для Ромчика. Знаете, я возле этого стенда всегда спрашиваю у детей: «А что такое патриотизм?» Чаще всего отвечают: «Жить и погибнуть за Украину». А я добавляю: «Первое – это хорошие поступки: не сквернословить, уважать друг друга, разговаривать на украинском и достойно вести себя. Вот смотрите, Рома даже на Майдане не проронил ни одной обертки от конфеты на землю, все складывал в рюкзачок», – говорит Светлана Картуш.
По ее словам, дети часто ищут в Музее Небесной Сотни гранаты и оружие, которым защищались во время Революции Достоинства. Поэтому им приходится объяснять, что на Майдане вместо оружия у людей были только подручные средства, а еще – молитва на устах. Именно поэтому в Музее создали импровизированную часовню, а на «молитвенной стене» разместили фото всех священников, которые были на Майдане.
«Они колоссально тогда поддерживали людей. Благословляли их молитвами, отпевали погибших и постоянно пытались останавливать наступление силовиков. Вот, взгляните на это фото. Здесь священники обращаются к людям в форме, чтобы те одумались, не убивали невинных украинцев, которые могут защититься от них только вилами и лопатами», – рассказывает администратор.
ТОПОР НИГОЯНА
Сегодня в Музее собраны портреты 108 Героев Небесной Сотни. Здесь отмечают: самому младшему, Назару Войтовичу с Тернопольщины, тогда было всего 17 лет, самому старшему, Ивану Наконечному из Киева, должно было исполниться 83. В Музее утверждают, что историю Майдана еще исследуют волонтеры, а поэтому украинцы должны быть готовыми к новым страницам в истории Революции Достоинства.
«Первая жертва Майдана – Павел Мазуренко, который погиб в 2013 году. Мы постоянно акцентируем на этом внимание, потому что именно он стал жертвой запугивания людей, которые выходили на Майдан. Сам Павел родом из Житомирщины, жил в Киеве. Вместе со всеми он выходил на протестные акции в столице. Когда возвращался домой с одной такой акции, его остановили посреди дороги и попросили показать документы. Впрочем, это был лишь повод, чтобы с мужчиной жестоко расправиться. Полученные травмы оказались несовместимыми с жизнью. Павла не смогли спасти. Хотя в официальной версии указано, что он умер от пневмонии. Уже 22 января 2014 года погиб армянин Сергей Нигоян. Тогда же погиб белорус Михаил Жизневский. В этот же день мы потеряли львовянина Юрия Вербицкого. Его замученое тело нашли в лесополосе под Киевом», – рассказывает Светлана Картуш.
Все портреты Героев размещены в начальном секторе Музея. Здесь есть строительные каски, защитные маски, деревянные щиты и водосточные трубы, с которыми люди стояли на смерть. Как умирали майдановцы и как спасали их жизни, в Музее красноречиво рассказывает инсталляция на фоне Михайловского Собора, где работали медики-активисты. Возле манекена раненого мужчины здесь представлены медицинские инструменты. Их медики привезли сюда тоже с Майдана.
«Здесь часто останавливаются студенты. Бывает, что они теряются, когда понимают, что все это происходило в мирной Украине. Одно дело – услышать, а другое – увидеть», – говорит экскурсовод.
Уголок полевой кухни Майдана помогли обустроить волонтеры Мальтийской службы. Большинство из них приезжали из Ивано-Франковска. Именно они после Майдана передали Музею топор, которым Сергей Нигоян рубил дрова.
«Сергей Нигоян этим топором рубил дрова. На Майдане люди готовили пищу на открытом огне и грелись, поджигая дрова в металлических бочках. А потом в знак протеста майдановцы били палками в эти бочки да еще и так, что гул стоял невероятный. Наши инсталяции красноречиво об этом рассказывают», – отмечает Светлана Картуш.
Чтобы воспроизвести весь спектр эмоций майдановского периода, Музей Небесной Сотни экспонирует и старенькое пианино. Этот музыкальный инструмент не принимал участия в Революции Достоинства, но напоминает о своем двойнике.
«Нам его подарил дедушка Романа Гурика. Помните, 7 декабря 2013 года молодой музыкант из Львова Маркиян Мацех хотел в эту Революцию привнести свет музыки и добра. Он приобрел пианино, художники его разрисовали… На улице Лютеранской тогда стояли силовики, а Маркиян перед ними играл. Тогда музыку украинских песен силовики глушили шансоном. Наше пианино об этом напоминает посетителям», – говорит Светлана Картуш.
НОВЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ
Сегодня Музей Небесной Сотни продолжает собирать вещи очевидцев тех событий и создавать экспозиции об украинцах, которые прошли не только Майдан, но и украинско-российскую войну.
«21 ноября 2019 года мы открыли новую экспозицию, посвященную госпитальеру и капеллану Сергею Морозу. К сожалению, мы потеряли Сергея в прошлом году, 14 марта. Его жена, Татьяна, передала нам его личные вещи. Среди них – Библия, с которой Сергей прошел весь Майдан», – показывает экскурсовод.
Сейчас Музей готовит экспозицию памяти Ярослава Чомко, которую откроют 20 февраля. На Революции Достоинства Ярослав оказывал медицинскую помощь в Октябрьском дворце, где его называли «ангелом в белом халате». С началом событий на Востоке Ярослав пошел служить добровольцем в роту имени Пирогова Нацгвардии.
«Ярослав Чомко прошел весь Майдан медиком. К сожалению, 12 января 2015 года он погиб на востоке во время обстрела. В Музее будем читать стихи о Ярославе, слушать воспоминания его друзей и побратимов», – отмечает администратор и добавляет, что самое трудное – когда в Музей приходят родные погибших Героев. Их боль с годами не проходит. Слез не сдерживает никто. Здесь плачут даже военные.
Тем временем автор идеи Музея Небесной Сотни Роман Бончук завершает работу над еще одним проектом «Оборона Донецкого аэропорта». Говорит, героический дух украинцев заслуживает того, чтобы его показать во всех городах Европы.
«Я усложнил себе жизнь. Эта диорама должна быть закрученной на 180 градусов, чтобы зритель получил «эффект абсолютного присутствия». Для этого будут привлечены инсталяции и 3D-рисунки. Зритель сможет осмотреть объект так, будто проваливается плоскость пола. Также здесь будут сцены и баталии, которые происходили в подвалах и нижних ярусах аэропорта», – рассказывает художник.
Очевидно, эта диорама также получит прописку в Музее Небесной Сотни как продолжение истории несокрушимой борьбы украинцев за свою страну в XXI веке. А нынешний Музей с интересом посещают взрослые и дети. Их наставники, говорит экскурсовод, часто признаются, что Музей Небесной Сотни меняет их мировоззрение, потому что они здесь увидели и услышали то, о чем в учебниках пока не написано.
Ирина Дружук, Ивано-Франковск
Фото автора и Юрия Рильчука
По материалам: ukrinform.ru