Феномен украинской Толоки в долгожданном фильме Михаила Ильенко

Общество

Феномен украинской Толоки в долгожданном фильме Михаила Ильенко

12 марта выходит в широкий прокат лента по мотивам баллады Тараса Шевченко…

От стихотворения Шевченко «У тієї Катерини, Хата на помості…» и оттолкнулся Михаил Ильенко, когда писал сценарий и снимал ленту «Толока», в которой на толоку к Катерине, чтобы восстановить ей разрушенную хату, где-то с XVII века и по XXI — собственно, 14 раз протяжении 400 лет — приходит всем миром весь украинский мир. Даже в Крыму она жила-была и хату отстраивала. Всего в сюжет ленты, которая не только экранизация упомянутого стихотворения, вошли 400 лет украинской истории и, по счету толок, 14 важных ее фрагментов — с казачеством, кровавыми войнами, затоплением сел на Днепре, Чернобыльской катастрофой, мистической природой, национальными легендами и легендарными личностями.

Собственно, это такой кинопоэтический исторический эпос с развитием биографий действующих лиц, а также историческими обобщениями.

Феномен украинской Толоки в долгожданном фильме Михаила Ильенко

Феномен украинской толоки: с козаччиной и народными легендами

Феномен украинской Толоки в долгожданном фильме Михаила Ильенко

Феномен украинской Толоки в долгожданном фильме Михаила Ильенко

Феномен украинской Толоки в долгожданном фильме Михаила Ильенко

Феномен украинской Толоки в долгожданном фильме Михаила Ильенко

Феномен украинской Толоки в долгожданном фильме Михаила Ильенко

Феномен украинской Толоки в долгожданном фильме Михаила Ильенко

Феномен украинской Толоки в долгожданном фильме Михаила Ильенко

Феномен украинской Толоки в долгожданном фильме Михаила Ильенко

Феномен украинской Толоки в долгожданном фильме Михаила Ильенко

Феномен украинской Толоки в долгожданном фильме Михаила Ильенко

Феномен украинской Толоки в долгожданном фильме Михаила Ильенко

Феномен украинской Толоки в долгожданном фильме Михаила Ильенко

В сердце «Толоки» на разных сущностных уровнях играют три героя — многострадальная Катерина в поисках любимого и заботах о гроздьях детей, украинская головокружительная история и сама хата. Хата, которая раз за разом возрождается, как Феникс из пепла, вылепленная теплыми человеческими руками.

Практически все события фильма, вся драматургия, все сюжетные перипетии идут вокруг хаты. И не только вокруг, но и в самой хате — тут говорим о сюрреалистическом бое с красноармейцами в мазанковых интерьерах, которые вдруг вырастают, как на дрожжах. Хата предстает основой основ украинской вселенной. В этом контексте не случайно один из воинственных персонажей в исполнении Олега Примогенова, который рвется агрессивно строить новую жизнь, буквально возмущен существованием самой толоки как способа народной взаимопомощи. Он прямо говорит: «Я бы эту толоку законом запретил».

Такая позиция и максима бывшего советского военного звучит подчеркнуто варварски и дико, когда перед глазами зрителя проходит вереница толок: возводят дом для Катерины, и это — праздник, подъем духа, человеческая бескорыстная любовь к ближнему своему. Ряд толок в картине — это как ряд сюжетных катарсисов, одновременно завершений созидания и начал новой жизни.

Наряду с этим ленту наполняют несколько мощных эпизодов, образующих драматургический двигатель картины. Именно в этих эпизодах зарождаются сюжетные отношения, которые отражаются впоследствии, даже через века. Именно здесь кристаллизуются характеры персонажей, без преувеличения, героев повествования.

Один из таких эпизодов — развернутая «казацкая история», где начинаются и происходят многие важные для сюжета вещи. В конце концов, это и есть своего рода прямая экранизация стихотворения Шевченко. Эпизод настолько насыщен, что производит впечатление фильма в фильме. Он словно чрезмерно притягивает к себе внимание, на первый взгляд превращаясь в самодостаточный.

Второй чрезвычайно выразительной «внутренней историей фильма» смело можно назвать линию персонажа с опытом сумасшедшего дома в исполнении Богдана Бенюка, который себя характеризует как Винни Пух Ламанчский: «Это я по паспорту Ломако, а так я из Испании родом». Ломако — электрик, и ловит на причудливую удочку весеннюю шаровую молнию и усаживает ее в банку. Персонаж и вся история вокруг него созданы химерно, «шизоидно», в гоголевской стилистике, сыграны абсолютно серьезно и блестяще, одновременно. Эпизод актерски и режиссерски решен мощно. Ломака выныривает из казацкого прошлого — как пациент психиатрической больницы — Семен Босой, которого Ломако лечит элементарной «справкой о нормальности», а также напутствует по телефону: «Никаких таблеток не принимай. Только хлеб и вода. И клизмы, клизмы, клизмы». Эпизод чуть ли не полностью строится на парадоксе, и это не может не создавать глубинного комического эффекта. Это практически юмористический фейерверк, сделанный Бенюком на деталях, на полутонах, но эмоционально очень откровенный. Где-то за подобно выполненные роли и дают «Оскаров». Здесь стоит добавить, что Бенюк также блестящий перед одной из толок, когда танцует с Катериной в исполнении Иванны Ильенко. Особенно если заметить, что Иванка балерина и солистка Чешского национального балета.

Феномен украинской Толоки в долгожданном фильме Михаила Ильенко

Феномен украинской толоки: в фильм вошло 14 толок за 400 лет

Феномен украинской Толоки в долгожданном фильме Михаила Ильенко

Феномен украинской Толоки в долгожданном фильме Михаила Ильенко

Феномен украинской Толоки в долгожданном фильме Михаила Ильенко

Феномен украинской Толоки в долгожданном фильме Михаила Ильенко

Феномен украинской Толоки в долгожданном фильме Михаила Ильенко

Феномен украинской Толоки в долгожданном фильме Михаила Ильенко

Феномен украинской Толоки в долгожданном фильме Михаила Ильенко

По материалам: ukrinform.ru

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий