С тех пор, как появилось радио, люди думали, как врачи смогут использовать эту технологию. В журнале Radio News Magazine 1924 вышла иллюстрация под названием «The Radio Doctor-Maybe!».

С тех пор прошло 95 лет, появились компьютеры, мобильная связь и онлайн-сервисы. Бумажные истории болезней заменили электронные версии, архивы рентгенограмм заменили компьютерные диски, которые не теряют четкость со временем, появились аппараты УЗИ, а картотеки стали электронными реестрами. В конце концов, электронного чего-там стало достаточно много, чтобы влиять на процесс лечения. Даже радио-доктор с 1924 года перестал быть фантастикой.

Дошло до того, что Apple изобрела смартфон и программисты начали писать под них приложения, чтобы помогать людям быть здоровыми. От простого учета рациона и физической активности, к программам, которые заменяют обследования врача. Например, приложение ВОЗ, проверяющее уровень слуха и обнаруживающее признаки его снижения (HearWHO). Для этого нужен только смартфон и наушники. Раньше это можно было сделать только у специалистов с помощью оборудования, которое конструировали инженеры, сертифицировали, как медицинское устройство и продавали больницам. Теперь каждый может загрузить условный аналог устройства себе на смартфон.
Программы, как медицинское оборудование
Это сделало медицину доступной. Но также возникли вопросы качества и сертификации подобных программ. В Соединенных штатах Америки этим очень заинтересовалось федеральное управление продовольствия и медикаментов (FDA). Они с 2013 года предложили сертифицировать мобильные приложения, которые могли повлиять на лечение или здоровье.
Разработчики учли мнение регулятора и начали проектировать приложения для общего пользования. Или проводили исследования совместно с учеными, больницами, чтобы доказать безопасность и пользу для людей. Одобрение FDA означало, что такие программы можно использовать в медицинских целях. Аналогично термометра или пластыря.
Сегодня FDA ищет способы ускорить выдачу разрешений для мобильных приложений и носимых устройств, сохранив безопасность людей и не утонув в потоке лицензионных заявок. Также в публичном обсуждении находится новая процедура сертификации программ, использующих искусственный интеллект.
Пока алгоритмы не могут полностью заменить врачей. Но компьютеры уже научились справляться с типичными задачами, например, считать степень кальцинации коронарных артерий, определять диабетические ретинопатии и искать кровоизлияния в мозгу лучше врачей.

ВОЗ и глобальная цифровая медицина
Индустрия устройств для здоровья и приложений для смартфонов продолжает набирать обороты. ВОЗ взялась за разработку стратегий и рекомендаций, чтобы использовать все разнообразие цифровых технологий на благо здоровья людей. В апреле 2019 опубликовали первое руководство о мерах в цифровом здравоохранении.
Представители Всемирной организации здравоохранения выделяют четыре целевые группы для использования цифровых методов и считают, что применение технологий здесь принесет наибольшую пользу.
- Пациенты, а также люди, которые могут стать пользователями медицинских услуг. Им нужно получать информацию о своем здоровье.
- Врачи и медицинские учреждения. Они нуждаются в современных инструментах для помощи людям. Сюда относят дистанционное консультирование и наблюдение, привлечение пациентов к принятию решений относительно своего здоровья, обмен данными между больницами и лабораториями.
- Системы здравоохранения. Для них важно получать сведения о состоянии здоровья людей. Обосновывать финансирование таких направлений, как закупки необходимого количества вакцин на основе данных о рождаемости, эпидемическую ситуацию.
- Сервисы обработки данных. Включает целый спектр участников. Например, в Украине это главный компонент eHealth, медицинские информационные системы, больницы, службы, оперирующие медицинской/демографической информацией.
Эти рекомендации призывают всех участников системы здравоохранения реагировать на повышение доступности и рост количества медицинской информации. Совместно принимать вызовы, стоящие перед врачами, пациентами, правительствами, разработчиками медицинских информационных сервисов. Для этого нужно создавать как можно больше возможностей для диалога.
Врачи и медицинские учреждения не должны оставаться в стороне развития технологий. Стоит участвовать в дискуссиях, предлагать и конструктивно обсуждать идеи.