«Беби-боксы» вернутся? Ведь просили и отец, и мать, и ЮНИСЕФ
Аналитика
06.08.2020 21:08
Укринформ
Монетизация пакетов малыша — как раз тот случай, когда деньги не лучший способ проявления государственной заботы о семьях с детьми
Первый замминистра социальной политики Евгений Котик в программе «Официальный разговор» на телеканале «Дом» сообщил, что в Министерстве могут пересмотреть принятое неделей раньше решение о монетизации программы «пакет малыша» (ПМ). Правда, в случае «определенных обстоятельств». Если это действительно так, то появляется шанс на продолжение такой полезной и важной социальной инициативы, которая доказала свою эффективность не только в нашей стране, а во многих других, где она реализуется. Укринформ проанализировал, почему переход исключительно на выплату «живых» денег вместо готовых ПМ не увеличивает, а наоборот, снижает доступность этой государственной помощи в Украине.
Что бывает, когда тендеры «ломаются»
О переходе на монетизированную форму программы ПМ Укринформ уже писал. Причины такого решения, напомним, связаны в первую очередь с проблемами в тендерных закупках.
С начала действия программы с 2018 года в интересах Украины соответствующие закупки проводило управление ООН по обслуживанию проектов — UNOPS. С марта 2020 года проведение тендерных закупок Кабмин поручил государственному учреждению «Профессиональные закупки». Бюджет 2020 года предусматривал расходы в размере 1,6 млрд гривень на «пакеты малыша» для 331 тысяч семей.
В нынешней закупке приняли участие 13 представителей бизнеса. Но при рассмотрении предложений ГУ обнаружило признаки сговора шести участников закупки. «Все факты возможного сговора учреждение передало в Антимонопольный комитет Украины на рассмотрение. Предложения этих компаний были отклонены из-за несоответствия требованиям тендера. На сегодня закупка пакетов малыша оспаривается в Антимонопольном комитете Украины ввиду отклонения нескольких участников», — сообщили в ГУ «Профессиональные закупки».
Из-за этого несколько областей остались вообще без ПМ, а новый тендер и его реализацию ждать можно еще долго. Поэтому, по словам Евгения Котика, Кабмину пришлось оперативно принимать быстрое и простое решение о монетизации (деньги же в бюджете выделены. — Авт.). «Тем более, что многие родители обращали внимание на то, что они все хотели бы видеть монетизированную форму», — отметил он.
Сумма в 5 тысяч гривень была определена как максимальный предел стоимости «пакета малыша». Эти деньги будут класть на карту государственного Приватбанка и реализовывать в специальных магазинах, которые присоединятся к проекту. В Министерстве соцполитики заверили, что не будут требовать у родителей отчеты о целевом использовании средств, но обязанность контроля за расходами ляжет на банки.
Цифры и международные призывы о помощи
Между тем детский фонд ООН ЮНИСЕФ призвал Правительство перезапустить критически важную программу поддержки семей с детьми и отказаться от замены «пакетов малыша» денежными выплатами. В течение двух лет ЮНИСЕФ систематически собирал отзывы родителей на программу. Минсоцполитики прислушивалось к пожеланию семей и улучшало наполнения пакета малыша. За два года число предметов в пакете выросло в 2,5 раза. И если в 2018 году только 35% родителей предпочитали пакет денежной выплате, то теперь 8 из 10 семей хотят получать помощь именно в натуральном виде. Аналитика ЮНИСЕФ подтверждает и экономическую эффективность пакетов малыша для семейного бюджета. Финансовая стоимость товаров с пакетом малыша обойдется родителям дороже на 50-200%.
«Согласно недавнему всеукраинскому опросу ЮНИСЕФ, положительное влияние программы на семейный бюджет почувствовали 79% бенефициаров. Почти половине (49%) получателей «пакета малыша» удалось существенно сэкономить на покупке товаров для младенца на первых месяцах жизни», — говорится в сообщении пресс-службы фонда. — Родители, которые получали пакет, высоко оценивают пользу программы и качество наполнения.
В среднем предметы из пакета малыша оцениваются в 4,8 балла из 5 возможных.
Более половины получателей считают содержание «пакета малыша» достаточным.
Лотта Сильвандер / Фото: Фейсбук Максима Степанова
Поэтому мы призываем правительство продлить программу «Пакет малыша», которая поддерживает семьи новорожденных по всей Украине. Абсолютное большинство родителей поддерживают эту инициативу и отмечают ее влияние на собственный бюджет», — сказала Лотта Сильвандер, глава представительства ЮНИСЕФ в Украине.
Три причины против простой монетизации, но которые…
Обидно, что правительство выбирает путь наименьшего сопротивления и отказывается от важных инициатив, убеждены в экспертной среде. «Средства налогоплательщиков должны использоваться на нужные программы, которые поддерживают граждане Украины. Да, у родителей возникали объективные замечания к содержанию или времени выдачи пакетов малыша. Но можно было исправить, а не сворачивать программу полностью. Поэтому эта инициатива с выдачей денег выглядит лишь как очередное «простое» решение сложной проблемы (которое делает все для всех еще сложнее) и обычная неспособность поддерживать хорошую программу, которая была очень ценной для родителей и рынка”, – отметила в своем комментарии бывшая глава Минздрава Ульяна Супрун.
Действительно, в украинских реалиях применение сугубо монетизированной формы пакетов малыша — очень опрометчивое решение. И вот почему.
1. Скорость получения помощи
Если посмотреть внимательно на алгоритм получения 5 тысяч гривень вместо ПМ, то он совсем не выглядит простым решением для родителей. Чтобы получить эти средства, родителям или опекунам ребенка нужно обратиться в ПриватБанк, оформить карточку, собрать пакет документов и обратиться в структурное подразделение по вопросам социальной защиты. Это при том, что для семей, где только что появился малыш, выбраться из дома хотя бы на несколько часов — не такое простое дело. Особенно, если рядом нет кого-то, кто может присмотреть за ребенком. И особенно, если семья проживает в отдаленной сельской местности. То есть вместо того, чтобы получить готовый собранный пакет прямо в медучреждении, родителям или опекунам придется выделять дополнительное время и ресурс на оформление карты, а затем и на покупку необходимого.
В этой ситуации не спасает даже возможность онлайн-подачи документов в банк и органы социальной помощи и онлайн-покупки и доставки. Ведь интернет в Украине доступен не везде и не всегда. По данным министра цифровой трансформации Михаила Федорова, на конец 2019 года уровень покрытия Украины интернетом доходил до 70%. К 2022 году украинские власти планируют дойти до 90-100% покрытия, но это пока только планы.
К тому же не в каждом селе сейчас есть почтовые отделения. Реструктуризация сети Укрпочты предусматривает сокращение стационарных отделений и ввнедение передвижных почтовых автоотделений (планируется довести их количество до 630). Например, в населенном пункте до 2 тысяч жителей такая автопочта, по замыслу руководства, будет появляться раз в неделю, в больших — чаще. Так какой скорость прибытия товаров для новорожденного, даже заказанных и оплаченных онлайн, можно ожидать?
2. Доступность банковской сети
Чтобы получить банковскую карту надо идти в ближайшее отделение ПриватБанка (онлайново карты не выдают). К сожалению, не в каждом украинском селе или поселке сейчас есть действующее стационарное отделение этого банка. В последнее время банковские сети в Украине сокращаются по нерентабельности. Так, на уменьшение сети ПриватБанка (вторую по величине после Ощадбанка, 1,93 тыс. офисов), говорят руководители учреждения, давят привычки потребителей, предпочитающих финансовый digital. «Процесс обслуживания, поведение и запросы клиентов изменились. Сеть отделений была построена в соответствии с вызовами и стратегией прошлых лет. Сегодня часть клиентов предпочитает дистанционные каналы обслуживания», – рассказывает руководитель направления развития сети ПриватБанка Андрей Козловский. Поэтому часть офисов, по его словам, закрывается, происходит передислокация отделений, их объединение или изменение формата. «Благодаря всем этим изменениям до конца года наша сеть уменьшится до 1,8 тыс. отделений», — обещает он. Напомним, что в 2019 году ПриватБанк закрыл 93 отделения (сеть сократилась на 4,6%). То есть, у семей с детьми уменьшается быстрый доступ к открытию специальной карты и получению соответствующих денег. Поскольку, судя по условиям монетизации ПМ, перечисление на другие имеющиеся у граждан карты, не предвидится. Понятно, что таким образом государство пытается контролировать целевое использование денег, но их получения затруднено перечисленными факторами.
3. Торговые наценки
Как предусматривает программа монетизации, деньги с карточки можно потратить в течение 12 месяцев только в определенных магазинах, которые по собственному желанию присоединятся к проекту. Но здесь есть понятная оговорка — каким будет перечень магазинов, где можно потратить эти средства? И будут ли эти торговые сети (вряд ли в госпрограмме будут участвовать магазины рангом ниже национальной сети. — Авт.) хотя бы во всех районных центрах Украины. Не секрет, что в таких магазинах есть собственные подходы к ценообразованию — за бренд, за разветвленность сети и т.д. Одно дело — когда государство закупает централизованно много товаров одинакового качества на прозрачных тендерах и по одинаковым ценам. Совсем другое — когда эти вещи покупают в розницу сами родители, еще и в указанных заведениях торговли или в онлайн-магазинах, которые имеют свои торговые наценки. В компании «ТК-Текстиль», которая активно участвовала в тендерах на закупки пакетов малыша, уже подсчитали, что при покупке в розницу представленного в пакете набора товаров, он будет стоить в целом не 5000 грн, а 7274 грн.
Совладелец “ТК Текстиль” Александр Соколовский убежден, что в решении о привлечении торговых сетей к монетизации программы ПМ, просматривается заинтересованность неких коммерческих кругов. Это он подробно изложил в своей заметке в сети FB.
По его мнению схема очень проста. Мол, ничто не помешает избранным торговцам на «специальный список товаров» увеличить наценку на 10-20%, а затем с выделенной суммы вернуть чиновникам «благодарность» за «избрание».
Правда, в Министерстве соцполитики, сразу открестились от подобных обвинений. «Что касается торговых сетей, то хотел бы отметить, что они будут не специализированные, — отметил замминистра социальной политики Евгений Котик в программе «Официальный разговор». — Это будут действующие торговые сети, которые просто присоединятся к этому проекту на договорных условиях».
«Мне кажется, что обеспечение бэби-боксами сработало хорошо, и стоило бы так же продолжать. Но сейчас, наверное, выбирали между монетизацией и передачей этой закупки назад международным организациям для проведения закупки. Я думаю, что вариант централизованных закупок был бы удобным для получателей. Учитывая то, что многим понравились такие пакеты, и для их получения не надо проходить дополнительной бюрократии», — со своей стороны отметила Наталья Шаповал, руководитель KSE Institute, член Консультативного совета Центра совершенствования закупок:
По ее словам, о коррупционных рисках в монетизации ПМ говорят справедливо. Поскольку у государства сейчас нет нормально работающего механизма отбора таких дистрибьюторов, в которых родители смогут покупать товары для детей с помощью специальных банковских карточек. И все будет происхдоить «вручную». Соответственно, будет много возможностей для коррупции.
Таким образом, по нашему искреннему убеждению, органы социальной защиты должны сделать все, чтобы упомянутые заместителем министра «обстоятельств», которые позволят сохранить «натуральную» форму пакетов малыша, все же перевесили в окончательном решении. Сейчас чиновники утверждают, что монетизация ПМ — пилотный проект, который заработает с 1 сентября. Позже будет решено, на каком варианте остановиться.
Было бы хорошо, чтобы государственная помощь стала комбинированной и выдавалась по заявлению родителей или в виде денег, или непосредственно в виде готовых наборов. Во всяком случае, в Финляндии, откуда и пошла идея «бэби-боксов», родителям предоставлен такой выбор, и все довольны. Главной целью бэби-боксов в этой стране сперва было убедить женщин пользоваться медицинской помощью (чтобы получить коробку, женщины должны были впервые посетить врача до четвертого месяца беременности). На сегодняшний день такая коробка стоит около 300 евро. Но от бэби-бокса можно отказаться и взамен получить 140 евро (около 4500 грн по нынешнему курсу). Просто в Финляндии есть четкая государственная позиция, и нет проблем с тендерами…
Оксана Полищук, Киев
По материалам: ukrinform.ru