«МОН отменило родительские комитеты», «Роды в Украине станут платными» — эти и другие ложные новости раньше можно было увидеть в украинских СМИ. Иногда фейки создают нечаянно, просто не разобравшись в ситуации.
Но доверчивые читатели, которые не привыкли проверять информацию и верят СМИ на слово, часто распространяют такие «новости». Чтобы такого не случалось, мы подготовили для тебя несколько советов по медиа-грамотности.
Медиа-грамотность помогает критически воспринимать, оценивать и анализировать все сообщения СМИ. В процесс анализа входит проверка новостей на правдивость и выявление фейков: так ты точно улучшишь свою информационную гигиену и защитишь близких от манипуляций не слишком честных медийщиков.
Правила медиа-грамотности
К истине докопаться сложно
Издания подают собственный взгляд на события: у каждого своя правда, которая зависит и от убеждений самих журналистов, и от интересов владельцев. Поэтому не стоит считать позицию определенного СМИ истиной в последней инстанции. Чтобы более или менее понять общую картину, обязательно читай различные медиа и формулируй независимый взгляд.
Проверяй первоисточник информации
Узнай, кто распространил новость и от кого журналисты получили информацию. Например, источником сообщения о повышении стипендий может быть Кабинет Министров или Министерство образования. Стоит усомниться, если издание утверждает: «Это стало известно нашему корреспонденту из собственных источников», «Об этом сообщили источники, которые решили себя не называть».
Обращай внимание на время публикации
Мы уже привыкли читать новости из ленты в «Фейсбуке», а вот проверять размещение самой статьи на сайте еще нет. Обрати внимание, когда именно опубликовали сообщение: сегодня, вчера или в этот же день, но год назад. Журналисты тоже люди, и они иногда ошибаются, когда копируют информацию годичной давности по невнимательности. Если основа публикации — видео, то стоит зайти на YouTube и проверить, когда его там выложили.
Читай не только заголовок
Заголовок должен кратко пересказывать суть новости, но журналисты часто грешат кликабельными названиями, которые не очень соответствуют содержанию. Читатель кликает, потому что ему интересно, иногда не обращая внимания, что сама новость совершенно о другом. Как пример: «Юрий Горбунов и Настя Каменских станут родителями». Открываешь новость, и оказывается, что они сыграют в сериале, где их персонажи будут мужем и женой. Поэтому, чтобы не распространять таких «сенсаций», которые на самом деле являются обманом, обязательно читай саму новость перед репостом.
Обращай внимание на язык
Особенно на различные оценочные суждения. Задумайся, если видишь в тексте высказывания типа «нагло заявил», «искренне заверил», «подозрительный вид», «добросовестный человек». Скорее всего, твоим мнением пытаются манипулировать, чтобы заставить думать, кто в определенной ситуации прав, а кто нет. Старайся понять позицию обеих сторон, в идеале статья должна соблюдать баланс мнений и взглядов.
Отличай комментарий от новости
Еще одна распространенная практика в средствах массовой информации — написание новости на основе сообщения со страницы какого-то политика или общественного деятеля в «Фейсбуке» или «Твиттере». Собственно, в этом нет ничего плохого, но часто в заголовках не указывают автора высказывания. Таким образом мнение конкретного человека, чье-то предположение, догадки или надежды подают как свершившийся факт. Например: «В Украине запретили аборты». Открываем новость и читаем: «Такой-то депутат предположил в своей заметке на» Фейсбуке «, что когда-то в Украине могут запретить аборты».
Будь осторожен (-ой) в социальных сетях
Не стоит распространять просьбу о сборе средств на лечение, если ты лично не знаешь этого человека или его близких. А если знаешь, то, распространяя сообщение, напиши несколько слов от себя. Также не стоит репостить объявления о поиске людей, особенно если там есть личные фото: ты не можешь быть уверенным на 100%, что это правда и репост не повредит.
Что почитать
Ресурсы
VoxUkraine
Одно из направлений работы этого сайта — развенчание мифов, которые распространяют политики. Журналисты проверяют их выступления на честность и конкретными данными подтверждают свои выводы.
UaReview
Этот ресурс сатирических фейковых новостей — полная противоположность предыдущему. Некоторые из них откровенно ложные, и с них можно только посмеяться, но СМИ уже распространяли новости UaReview как вполне серьезные. Например: «Газпром вместо денег отдаст «Нафтогазу» ФК «Зенит»», «Билет на гиперлуп Львов — Жовква будет стоить 5000 гривен», «На Полтавщине задержали прокурора во время получения взятки в три биткоина (фото)».
Когда видишь, что медиа ссылаются на UaReview, то это точно фейк.
Книги
«Mediactive»
Дэн Гиллмор. Автор советует воспринимать книгу как «руководство пользователя», который стремится разобраться в бесконечном потоке информации, научиться ее фильтровать и переосмыслить значение медиа, чтобы потреблять новости разумно.
«Большой взрыв популизма»
Джон Джудис. Книга анализирует значение популизма в современной политике и разбирает причины, которые помогли победить Дональду Трампу на выборах.
Джон Джудис — политический журналист и аналитик из США, автор нескольких исследований современной глобальной политики.