
Современный клиент становится все более требовательным и требует не только все более высокого качества продукции, но и соответствующего обслуживания. Поэтому организации должны адаптировать свои собственные процессы таким образом, чтобы при разумном уровне затрат они могли соответствовать этим ожиданиям.
Ответственность за выполнение заказов (в срок и без ошибок) лежит на логистике. Это связано с координацией многих видов деятельности в спектре от логистики поставок, складирования, внутренней логистики до логистики продаж, включая транспорт. Следовательно, логистика отвечает как за отношения с клиентами, так и за эффективность работы компании.
Рано или поздно любой серьезной компании придется столкнуться с ситуациями, когда стандартизированные модели работы сотрудников компании превращаются в формализованные процессы. Во многих случаях это является естественным следствием спонтанной, несогласованной деятельности сотрудников, которая организует свою работу в рамках поставленных задач. Однако со временем небольшие неэффективности накапливаются. Кроме того, растущие масштабы бизнеса означают, что любые ошибки или недостатки могут обернуться многотысячными потерями. В то же время, это именно тот момент, когда оптимизация логистики может принести значительную экономию.
Итак, где искать потенциальные недостатки и как разрабатывать лучшие решения? Ниже мы поговорим о типичных областях в логистике, которые должны быть подвергнуты особенно тщательному анализу.
Организация работы
Хорошо начать работу с полного ознакомления с процессом. В случае более продвинутых проектов рекомендуется отображать процессы так, как они появляются в данный момент (так называемое «как есть»), а в конце проекта готовить карты целевых процессов (так называемое «как должно быть»). Однако это не всегда необходимо. Чтобы понять текущую ситуацию, просто следуйте пошаговому процессу. Это предполагает проведение серии интервью с лицами, выполняющими отдельные задачи. Во время этих собеседований наиболее важным является то, как данный сотрудник получает информацию для своей работы, что именно он выполняет в рамках своих обязанностей, и как он предоставляет информацию в дальнейшем. Это также хороший момент, чтобы узнать мнение людей, непосредственно вовлеченных в процесс, о том, какие проблемы они видят, и что поможет им работать более эффективно.

Логистические минимумы
В связи с тем, что объем, частота и сложность заказов напрямую связаны с количеством и сложностью логистических операций и, следовательно, с расходами, необходимо учитывать структуру клиентов и заказов. Благодаря этому существует возможность выявления убыточных поставок и ведения переговоров с подрядчиками об установлении или пересмотре логистических минимумов. В случае разработки инициатив по улучшению, связанных с внесением изменений в договоренности с клиентами, будет необходимо сотрудничество с отделом продаж, поэтому стоит подготовить анализ, представляющий неэффективность текущей модели сотрудничества.
Использование транспорта
Транспортные расходы являются неотъемлемой частью затрат на логистику, поэтому вам следует проанализировать, является ли оптимальным сочетание используемых транспортных средств и планирование маршрута, и сравнить цены с рыночными предложениями. Если у компании есть собственный автопарк, стоит провести сравнение стоимости содержания и обслуживания собственного транспорта со стоимостью стороннего транспорта (генеральные грузы, экспедирование).
Хранение
В области основного хранения затраты на оплату труда являются издержками. Поэтому следует изучать эффективность отдельных складских работников, их мотивационную систему и анализировать складские процессы в поисках узких мест и лишних действий. Может оказаться, что специфическая конструкция и планировка складов вызывает простои и очереди. В этом случае следует рассмотреть вопрос о перестановке склада. Может также оказаться, что текущие процессы требуют много повторяющейся, ручной подачи информации на бумажных документах, которую было бы легко устранить, внедрив соответствующее ИТ-решение.
Таким образом, оптимизация логистических процессов не должна быть очень сложным проектом, требующим углубленных знаний специалиста, но требует здравого смысла и понимания, чтобы добраться до сути проблемы. Устранение источников неэффективности, даже если они невелики, может привести к значительной экономии в масштабе предприятия. Управление процессами — это непрерывный процесс, и его элементом являются выявление неэффективности, ее устранение и внесение улучшений.