Упаковка — это оболочка определенного продукта, которая служит для его защиты, облегчения перемещения, хранения, а также продажи и влияет на предпочтения покупателя.
Особенности упаковки:
- Функция защиты товара — защищает товар от внешних факторов. Любой продукт до использования должен быть защищен упаковкой, чтобы обеспечить: свежесть, долговечность, эстетичность и привлекательность. Любая упаковка, такая как картонные ящики, стеклянная тара, зип пакеты или бумажные пакеты, должна предотвращать порчу, изменение цвета, изменение консистенции, испарение, загрязнение, повреждение товара и т.д.
- Информационная функция — покупатель знакомится с типом и свойствами товара, датой изготовления, способом использования, сроком годности, ценой, производителем. Эта функция важна при размещении нового продукта на рынке.
- Рекламная функция — повышает эстетическую ценность товара и стимулирует покупку
- Функция качества — важна для предметов роскоши. Такая упаковка сделана из очень хороших материалов, с интересными цветами, она долговечна и подчеркивает высокий уровень товаров. Эстетичная упаковка побуждает покупателя покупать, несмотря на высокую цену.
- Экологическая функция – упаковка после изъятия из коммерческого обращения должна быть пригодна для вторичной переработки, поэтому важно, чтобы она была экологически чистой.
В зависимости от предназначения и долговечности упаковки можно выделить несколько видов упаковки.
Деревянная упаковка
Это, как правило, транспортная упаковка, которая представляет собой ящики, клетки, контейнеры, корзины, и т.д. Из-за дефицита древесины эта упаковка изымается и заменяется пластиковой.
Преимущества: хорошая механическая прочность, она плохо проводит тепло и электричество, имеет низкую воздухопроницаемость.
Недостатки: гигроскопичность (поглощение влаги), легкая воспламеняемость, иногда – выделение запаха смолы и, таким образом, отрицательное влияние на товар.
Металлическая упаковка
Это банки, бочки, ведра, канистры, ящики, контейнеры, тубы, фольга. Она часто используется в качестве многоразовой упаковки
Преимущества: высокая механическая прочность и достаточная твердость (облегчает транспортировку), простота обработки и коррозионная стойкость, возможность легкокго нанесения рисунков и надписей.
Недостатки: высокая теплопроводность.
Бумажная упаковка
Имеет множество применений, как мягких, так и жестких. Мягкая упаковка это: пакет бумажный, оберточная бумага, очищенная и иногда покрытая пластиком или металлом. Жесткая упаковка: картон, многослойная картонная фанера. Бумага также используется для прямой упаковки товаров.
Преимущества: хорошие механические свойства, малый вес, отсутствие запаха, плохая теплопроводность, простота обработки, возможность печати, дешевизна в производстве, возможность утилизации из макулатуры.
Недостатки: водопоглощение, что снижает механическую прочность.
Стеклянная упаковка
Используется для упаковки пищевых продуктов. Включает в себя: бутылки, банки, колбы, ампулы и т.д. Все это можно изготовить из бесцветного или цветного стекла. Темное стекло непроницаемо для ультрафиолетовых лучей, которые способствуют потере витаминов.
Преимущества: гладкость поверхности, не впитываемость, инертность и химическая стойкость, прозрачность, гигиена, возможность многократного использования.
Недостатки: необходимость в дополнительной защитной упаковке
Пластиковая упаковка
Может быть различной формы, например, фольгированные листы, пакеты, мешки, толстостенные упаковки (канистры). Пластиковой упаковке можно придавать разные формы, что делает ее очень эстетичной.
Преимущества: высокая механическая прочность, химическая стойкость, устойчивость к микроорганизмам и насекомым, прозрачность, низкая цена, малый вес, водостойкость и термостойкость.
Недостатки: неэкологичность.