Трудно выяснить, были ли у самых старых повозок, приводимых в движение мышцами животных или человека, какие-либо подвески. Большинство из них не сохранилось до наших времен. С доисторических времен сохранился только рисунок четырехколесной повозки, найденный на археологическом участке во время раскопок.
Человечество в то время использовало пружины (вернее, их принцип действия), но скорее для того, чтобы добывать пищу, чем для того, чтобы поддерживать комфорт во время движения телеги. Первым известным применением пружинной силы был охотничий лук.
Сначала пружинистость использовалась в основном в военных целях. Римляне использовали упругость изогнутых досок для метания снарядов. Леонардо да Винчи, разрабатывая гигантский арбалет, установленный на осадных машинах около 1485 года, использовал стальные плоские стержни для постройки этой конструкции. Это, пожалуй, первый в истории пример листовой рессоры, которая используется в военных целях, хотя и не используется для гашения колебаний кузова автомобиля на неровностях дороги. Прошло около века, когда листовая пружина впервые появилась на страницах книги Фаусто Веранцио о машинах в 1616 году. Это была рессора в повозке, хотя это была всего лишь конная повозка.
Винтовые пружины в дальнейшем стали эквивалентом рессоры. Они были известны уже в конце 18 века. Первоначально они использовались в рельсовых транспортных средствах, но первая винтовая пружина в автомобиле использовалась уже в 1906 году. Винтовые пружины занимали меньше места и могли быть выбраны для различных применений в автомобилях. Без такой пружины никогда не было бы так называемой подвески Макферсон. Каждый, у кого был или есть автомобиль, в котором используются рессоры, прекрасно знает, что для повышения комфорта вождения необходимо ухаживать за ними и раз в 2-3 года делать профилактический осмотр, диагностику и проверку общего состояния этого элемента подвески.
И хотя винтовые пружины преобладают в современных конструкциях легковых и грузовых автомобилей, но рессоры встречаются на грузовиках и вездеходах, как военных, так и гражданских. Тем не менее, в предложения магазинов, продающих компоненты подвески транспортных средств, входят как винтовые пружины, так и рессоры и листы ГАЗ и Волга, которые до сих пор ездят по нашим дорогам.
Если наша машина оснащена листовыми рессорами, стоит время от времени на них смотреть. Это касается как износа самих листов, так и крепежных элементов — стальных лент, подвески, соединителей, втулок и винтов. Когда один или несколько листов сломаны, вам следует заменить их новыми. Также стоит проверить количество смазки между листами. Не забывайте об этом, ведь безопасность перевозки грузов с большими массами зависит не в последнюю очередь от состояния рессор.