Европа не повторяет путь США в сланцевой добыче газа из-за геологических и юридических особенностей

Российский газовый монополист "Газпром" на днях заявил, что уже на 66,3% построил газопровод "Северный поток – 2". В Германии уверяют, чтостроительство газопровода, против которого выступает Украина, принесет пользу не только Берлину, но и Европе в целом. А вот заместитель министра иностранных дел Украины Елена Зеркаль не теряет оптимизма и отмечает, чтона "Северный поток – 2" уже распространяется законодательство ЕС, и он никогда не будет выгоден россиянам так, как они на это надеются.
О том, кто зарабатывает на строительстве газопровода, почему нет стратегии сохранения транзита газа через Украину, что будет вытеснять газ с европейского рынка, в интервью сайту «Сегодня» рассказал гендиректор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.
Михаил Корчемкин. Фото:facebook.com/mkorchemkin
— В конце 2019 года заканчивается срок действия газовых контрактов между «Нафтогазом» и «Газпромом». Что может быть в случае, если нового контракта не будет?
— Из всего транзитного контракта выполняются, пожалуй, только статьи о качестве газа и ставке платы за транзит. В принципе, стороны могут подписать техническое соглашение и продолжить транзит с оплатой по старой формуле, которую «Нафтогаз Украины» сможет оспорить в суде. Продолжение транзита с контрактом или без, в первую очередь, зависит от доброй воли российской стороны.
— На ваш взгляд, зачем «Газпром» строит «Северный поток-2»?
— «Газпром» строит «Северный поток-2», чтобы лишить Украину транзитных доходов и обеспечить доходы друзьям президента Путина – основным подрядчикам российского монополиста. Доходы подрядчиков я бы поставил на первое место.
— Какой была бы разумная стратегия Украины для сбережения достаточного транзита газа после постройки «Северного потока-2»?
— Существование транзита не зависит от стратегии Украины. Никакая стратегия не даст подрядчикам возможность освоить более €30 млрд – столько стоят российские газопроводы, соединяющие Бованенковское месторождение с берегом Балтийского моря.
— Почему Европа не повторяет путь США в сланцевой добыче?
— Из-за геологических и юридических особенностей затраты на добычу сланцевого газа в Европе оказались выше стоимости импортного газа.
— Может ли американский, австралийский, катарский и другой СПГ (сжиженный природный газ) потеснить трубопроводный газ в Европе?
— Баланс СПГ и трубопроводного газа зависит от соотношения цен как в Европе, так и на других рынках.
— Почему «Газпром» строит «Турецкий поток», зная про TANAP (Трансанатолийский газопровод из Азербайджана через Грузию и Турцию к греческой границе; строительство закончено в 2019 году) и ТАP (Трансадриатический газопровод, строящийся для транспортировки природного газа из Прикаспия и с Ближнего Востока в Западную Европу)?
— В свое время «Южный поток» позволил подрядчикам «Газпрома» освоить около €20 млрд на строительстве сухопутной российской части проекта. «Турецкий поток» – это проект, построенный назло. В этом году участок Трансбалканского газопровода на границе Болгарии и Турции загружен всего на 23%. Затраты на транспортировку газа по «Турецкому потоку» будут многократно выше, чем при транзите через Украину. При этом «Газпром» заключил с Турцией транзитный контракт по принципу ship-or-pay (плата не зависит от объёма прокачки).
— Какие тенденции будут влиять на цену газа в ближайшие 5-10 лет?
— Газ будет вытесняться возобновляемыми источниками энергии.
Напомним, ранее новости "Сегодня" рассказывали, как Россия угрожает Украине новым газовым кризисом.
Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram
По материалам: Сегодня